Катушка для спиннинга обслуживание

Содержание

Профилактическое обслуживание безынерционных катушек

(А. Герасимов — Рыбак Рыбака — №2 -2004)

Уход за спиннинговой катушкой, сборка и разборка спиннинговой катушки, смазка

В ожидании открытой воды сознательные спиннингисты занимаются ремонтом и обслуживанием своих снастей. Безынерционная катушка — это сложный механизм, и чтобы в ответственный момент она не подвела, чтобы доставляла меньше неудобств на рыбалке и дольше прослужила, ей требуется регулярное и грамотное обслуживание.

Обслуживание катушек — очень объемная тема. Для начала рассмотрим обслуживание катушки по сокращенной программе Оно включает в себя удаление пыли и смазку. Для работы понадобится следующее: отвертки крестовые типа PH1 и PH2, отвертки шлицевые с разной толщиной и шириной жала, небольшой разводной ключ типа «шведка», плотные ватные тампоны, смазка жидкая и густая, пинцет, мягкая не ворсистая тряпочка. Хочется отметить, что тип и размер жала отвертки должен точно соответствовать отвинчиваемым винтам. В противном случае легко сорвать шлиц и при этом не отвернуть винт. Обычно в одной катушке используются винты с разными типами и размерами шлица, поэтому и требуются разные отвертки. Для удобства работы с густой смазкой можно использовать одноразовый шприц.

Сначала нужно удалить тряпочкой с поверхности катушки пыль — при вскрытии катушки или при попадании на катушку воды она может попасть в механизм. Если пыль въелась, протрите катушку тряпочкой, смоченной бензином для зажигалок или эфиром. Теперь удалим пыль из-под ротора. Для этого снимем шпулю и повернем рукоятку катушки так, чтобы ось шпули заняла крайнее переднее положение. Отверните винт, фиксирующий гайку (Фото 1), которая держит ротор, и снимите стопорное кольцо, если оно имеется на вашей катушке. После этого устанавливаем на разводном ключе размер, соответствующий размеру гайки, и отворачиваем ее. Если гайка не поддается, не прикладывайте больших усилий — на некоторых катушках эта гайка имеет обратную резьбу. Попробуйте просто покрутить в другую сторону. Когда гайка будет отвинчена, отметьте положение ротора относительно втулки, на которой он стоит. Для этого можно воспользоваться водостойким маркером — нанесите точки на ротор и на втулку. Это нужно для того, чтобы при сборке ротор занял прежнее положение. Если этим пренебречь, ротор может начать чиркать при вращении. После этого сдвигаем ротор вперед. Ватным тампоном, зажатым в пинцете, удаляем пыль с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки под ротором. Смазываем оси роликов обгонной муфты жидкой смазкой. Хочется подчеркнуть, что в обгонную муфту нельзя лить много масла, иначе она может начать проскальзывать. Особенно это критично, если предполагается эксплуатация катушки в зимний период. Не допускайте попадания густой смазки в механизм обгонной муфты. После смазки обгонной муфты ставим ротор на место с учетом пометок, слегка шевелим его, чтобы он занял старое место. Завинчиваем гайку, ставим на место стопорное кольцо (если оно имеется) и завинчиваем стопорный винт.

Снимаем ручку, снимаем крышку механизма катушки. У некоторых катушек это требует снятия фрикционного тормоза или разбора других узлов. Прежде чем вынимать ведущую шестерню, пометьте взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, поставив несмываемым маркером точки на корпусе катушки, на роторе, а также на ведущей шестерне (Фото 2). Количество и расположение точек выбирается таким образом, чтобы можно было при сборке обеспечить исходное взаимное расположение шестерней. Это необходимо потому, что зубья шестерней имеют индивидуальную пригонку. Если нарушить их расположение, катушка начнет порыкивать при работе и будет тяжелее вращаться. Нужно учитывать, что хотя «правильных» положений шестерней несколько, не любое выбранное наугад положение окажется подходящим. Поэтому проще всего пометить то положение, в котором шестерни находятся перед разборкой. Если вы случайно сбили положение зубьев, эту неприятность можно исправить: поднимаем ведущую шестерню, смещаем на один зуб вперед, закрываем катушку, пробуем. Повторяем процедуру, пока по работе катушки не определим оптимальное положение шестерней. Обычно это не приходится повторять более 6 раз. Стоит заметить, что в последнее время появляются катушки, в которых применяется специальная технология, позволяющая вообще не прибегать к процедуре совмещения зубьев. В частности, это утверждают специалисты DAIWA в отношении последних моделей этой фирмы.

Итак, пометив, вынимаем ведущую шестерню. Если ведущая шестерня вращается не на шарикоподшипниках, а на втулках (хотя бы с одной стороны), требуется смазать трущиеся поверхности втулок густой смазкой. Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни (Фото 3) и на хвостовик оси шпули, если у вас катушка с задним фрикционном тормозом. Если у вас катушка с бесконечным винтом, смазываем его сначала густой смазкой, потом немного жидкой (Фото 4).

Если есть полужидкая смазка, то для бесконечного винта лучше воспользоваться ей. Смазываем другие трущиеся узлы внутри корпуса катушки густой смазкой. Не переусердствуйте: смазки должно быть немного и только в трущихся узлах. Иначе при нагреве катушки солнцем она потечет изо всех щелей. Нежелательно так же, чтобы густая смазка попадала в трущийся узел «ось шпули — отверстие в ведомой шестерне» (на которой закреплен ротор). Если это произойдет, ход катушки станет тяжелее. Ставим на место ведущую шестерню с учетом пометок, закрываем корпус механизма катушки. Ставим на место ручку. Смазываем густой смазкой трущийся узел рукоятки, если он не на шарикоподшипниках. Капаем несколько капель жидкой смазки в точку выхода оси шпули из ротора и под ролик лесоукладывателя (Фото 5-6). Ставим шпулю на место. Осталось смазать механизм возврата дужки и оси вращения дужки. Эти узлы мажутся густой смазкой.

Источник: www.gonefishing.ru

Форум рыбаков Мордовии

Обслуживание катушек.

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 02 май 2013

Кинематическая схема от Ryobi ZAUBER 3000

Этого конечно полно и на других сайтах, но нам не помешает.

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 03 май 2013

Сегодня перебрал Ryobi ZAUBER 3000 комрада Анатолий19749

Катушка сильно грязной не была, так сказать в меру испачканной, износа нет, если только в шарах, и то не сильно.

Немного о процессе в фотографиях:

Ну и две таких парочки бензина «Калоша»

Ролик лескоукладывателя разобрал и промыл шар, всё было чисто, просто сухо. Само собой смазал.

На маленьких шарах не стал ставить крышки с обеих сторон, так как они будут мешать поступлению новой смазки через специальное отверстие в корпусе катушки, одним словом, лишние они.

  • Нравится
  • Не нравится

СЕН 04 май 2013

Я тоже свою каждый год смазываю!

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 23 авг 2013

  • Нравится
  • Не нравится

Гость_rapalkin_* 23 авг 2013

  • Нравится
  • Не нравится

DuST 23 авг 2013

Под Мокшу пойдет джиговать в пределах 16 гр. Только люфты вылезут и не более того. На главной паре не отразится никак. А люфты вылезут хоть и 5 гр кидать будешь. Тут без вариантов. Если не напрягают люфты в ручке, шпуле — то будешь юзать долго. По 5 лет как и все.

Под Волгу — если только убивать не жалея о стоимости.

Если твичить, то не заморачивайся. До сотых воблеров в 80% случаев вполне пригодна.

Крэнки, вертушки, колебалки — ее не расшатают.

Но все же лучше отходить от 2000 размера в сторону больших. 3000-4000 лишними никак не будут даже на Мокше. Запас мощности всегда только в плюс пойдет. От размера шпули зависит и дальность заброса. Чем больше шпулька тем меньше трение плетенки об бортик шпули и соответственно сход 1 витка с шнура с 3000 шпули больше чем на 2000.

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 23 авг 2013

Вес нагрузки , это нагрузка при обороте катушкой когда приманка находиться в воде ?
Тобишь если я кидаю на волге 40 грамм нексейвом глубина 16 метров то нагрузка к примеру будет 3 килограмма , если ей же кидаю на Мокше 20 грамм глубина 5 метров то нагрузка будет 1,5 килограмм ? Так , я все правильно понял ?

примерно так, правельнее наверно будет сказать тяговое усилие и добавить ещё что нибудь, но не будем влазить с головой в техническую механику, лучше в рыбалку, тем более она скоро.

  • Нравится
  • Не нравится

CROCODILыч 31 май 2014

Кто может рассказать как промыть (а главное чем) и смазать катушку? Имеется Риоби Эксия, задача промыть и смазать. Также есть масло синтетика Ликви Моли 5-40, дорогая импортная зеленая смазка для ступичных подшипников. Это все можно использовать? Или лучше купить специальные смазки? Что чем смазывать ? В какой последовательности? Для справки: катушка второй сезон (прошлый сезон максимум 7-10 рыбалок), но мне кажется что внутри появился шорох, которого в прошлом году не было, в плавности хода вроде ничего не изменилось.

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 31 май 2014

Кто может рассказать как промыть (а главное чем) и смазать катушку? Имеется Риоби Эксия, задача промыть и смазать. Также есть масло синтетика Ликви Моли 5-40, дорогая импортная зеленая смазка для ступичных подшипников. Это все можно использовать? Или лучше купить специальные смазки? Что чем смазывать ? В какой последовательности? Для справки: катушка второй сезон (прошлый сезон максимум 7-10 рыбалок), но мне кажется что внутри появился шорох, которого в прошлом году не было, в плавности хода вроде ничего не изменилось.

Начнём с разборки.

Первым делом кладём рядом с собой фотоаппарат, это для того, чтобы фоткать каждое действие, допустим, открыли катушку, сфоткали, сняли шайбочку, сфоткали. Это может потом пригодиться для сборки, так как вроде и деталек не много, но вот какая и где была , начинают мучить догадки и прочая..

Промывать лучше всего в бензине для зажигалок.

Смазка лучше всего Шимано или Дайва в аэрозольных баллонах.

Если ход нормальный, то можно и не торопиться делать ревизию.

Подшипники открывать придётся обязательно, зрение надо чтобы позволяло, ну или очки тогда.

Иголочкой вынимать будешь стопорное колечко, оно вставлено в наружнюю обойму и так с обеих сторон.

  • Нравится
  • Не нравится

CROCODILыч 31 май 2014

Андрюх, я когда китайскую катуху «ноунейм» разбирал обратил внимания что на роторе и др. открытых деталях смазка густая, а вот слышал что подшипники надо наоборот жидкой смазкой. Как правильно? Или одной можно обойтись?

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 31 май 2014

Шестерёнки конечно лучше густой. Шары я жидкой мазал, это в осень хорошо, когда будешь ловить в минусовую погоду.

Надо Лёху Композитора спросить, он спец по катушкам.

Ватные палочки помогают убрать основную массу старой смазки, особенно в разных шкерах.

Пустой корпус обычно отмываю зубной щёткой с Фери. Потом сушу мадамским феном.

  • Нравится
  • Не нравится

композитор 07 июн 2014

Да я не спец. просто слегка «больной» на катушках (в хорошем смысле).

Для начала следует разделять дешевый «нонейм» , катушки среднего класса и топовые аппараты.

Дешевые — они на то и дешевые, чтобы их можно было мазать чем угодно — хоть Циатимом ( чем в принципе их и мажут). Ресурс у них изначально невелик, то есть, грубо, на сезон хватит и то хорошо. Есть, конечно, люди, у которых такие катушки по нескольку сезонов ходят, но это скорее исключение, чем правило. а чаще всего проходит под лозунгом хрустит — значит работает! Таким катушкам никакой другой смазки, кроме «Циатима», не нужно — что в подшипники, что в пару. Да и интенсивность рыбалок тоже немаловажная составляющая. Раз в месяц ловить или три раза в неделю — согласитесь есть разница.

Средний класс — самый обширный. Это может быть и Эксия и Фримс и Ультегра и даже Биомастер. Здесь я имею в виду не общий уровень катушки, а типы применяемых смазок). Это катушки, которые для безотказной и долгой службы требуют приминения смазок на основе силикона с разделением на жидкие ( закрытые подшипники, ось шпули) и густые ( открытые подшипники, главная пара, паразитные шестерни кулиса или бесконечник ( где имеется)). Такие катушки вполне допускают самостоятельное вмешательство рыболова для перемазки, при наличии нехитрых инструментов и тех же смазок в баллончиках, как на фото Андрея выше.

Топовые — самый дорогой и самый притязательный к посторонннему вмешательству тип механизмов. Твины, Стеллы, Сертейты, Экзисты. Смазки в баллонах в принципе годятся, по крайней мере в Твины и Сертейты, но лучше приобретать профессиональные составы от той же Шимано серии DC и до IOS. Смазки эти по стоимости запросто приближаются к 1000- 2000р. за 4-5граммовый тюбик. Требуют такие катушки вмешательства профи.

  • Нравится
  • Не нравится

CROCODILыч 07 июн 2014

  • Нравится
  • Не нравится

Skfian 26 окт 2014

господа, всех приветствую! а есть у нас человек который возьмется обслужить пару катушек, сделать межсезонное ТО как говорится!? имею вездесущую Эксию в 4000 размере и 11 Биомастер 2500. катушки отходили этот сезон. сказать что появились хрусты или шумы я не могу. единственное есть небольшой (или большой) люфт у Эксии. по Био все без нареканий, но ТО пройти хотелось бы. сам разбирать не хочу, т.к. рукожоп еще тот! ))) заранее спасибо!

  • Нравится
  • Не нравится

Гость_docent_* 26 окт 2014

господа, всех приветствую! а есть у нас человек который возьмется обслужить пару катушек, сделать межсезонное ТО как говорится!? имею вездесущую Эксию в 4000 размере и 11 Биомастер 2500. катушки отходили этот сезон. сказать что появились хрусты или шумы я не могу. единственное есть небольшой (или большой) люфт у Эксии. по Био все без нареканий, но ТО пройти хотелось бы. сам разбирать не хочу, т.к. рукожоп еще тот! ))) заранее спасибо!

Сань есть такой человек, как приедешь — позвоним, договоримся. Думаю, что все сделает. Но в Биомастер я бы пока не советовал лезть, тем более если он отлично работает.

  • Нравится
  • Не нравится

CROCODILыч 26 фев 2015

Решил провести ТО двух Эксий. Имеется смазка Шимано в двух баллончиках. Куда какую смазку класть? Особенно интересно что делать с закрытыми подшипниками? Тут кто что пишет, кто говорит что вообще нельзя смазывать, кто что только густую смазку закладывать, кто говорит что только жидкую, всю голову себе сломал. А Композитор написал выше, цитирую:» Это катушки, которые для безотказной и долгой службы требуют приминения смазок на основе силикона с разделением на жидкие ( закрытые подшипники. , ось шпули) и густые ( открытые подшипники. , главная пара, паразитные шестерни кулиса или бесконечник ( где имеется))». Какой прок от жидкой в закрытом и наоборот, м.б. я что-то недопонимаю? Так какой где смазывать?

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 26 фев 2015

Решил провести ТО двух Эксий. Имеется смазка Шимано в двух баллончиках.

Куда какую смазку класть?

Особенно интересно что делать с закрытыми подшипниками?

Тут кто что пишет, кто говорит что вообще нельзя смазывать, кто что только густую смазку закладывать, кто говорит что только жидкую, всю голову себе сломал.

А Композитор написал выше, цитирую:» Это катушки, которые для безотказной и долгой службы требуют приминения смазок на основе силикона с разделением на жидкие ( закрытые подшипники. , ось шпули ) и густые ( открытые подшипники. , главная пара, паразитные шестерни кулиса или бесконечник ( где имеется))». Какой прок от жидкой в закрытом и наоборот, м.б. я что-то недопонимаю? Так какой где смазывать?

Ты сам себе на все вопросы ответил.

Антох, разбирай катушку, открывай иголочкой подшипники, промывай в бензине для зажигалок или «калоша » , просушивай, если что, то мадамский фен в помощь, смазывай как сказал Композитор , закрытые шары жидкой смазкой, шестерёнки густой. Собирай и ещё разок пшикни густой смазки под главную пару.

Из всех неудобств, вонять будет по всей комнате бензином, так как придётся промывать и вытирать не только подшипники, но и шестерёнки и всякие молочи, главное не про_пать какую нибудь мелочь и запомнить, что , где и как стоит.

Прок от жидкой в закрытых шарах самый обыкновенный, с жидкой смазкой любые шары лучше катаются, большой температуры там нет, великих скоростей тоже.

  • Нравится
  • Не нравится

CROCODILыч 26 фев 2015

Т.е. просто закрытые промыть и брызнуть жидкой смазкой на шары? А то встречал что внутрь закладывали густую, а потом закрывали.

  • Нравится
  • Не нравится

Андрюха-Саранск 26 фев 2015

Т.е. просто закрытые промыть и брызнуть жидкой смазкой на шары?

Источник: rybolovrm.ru

Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Техническое обслуживание и смазка катушки спиннинга

Срок службы рыболовных снастей зависит не только от интенсивности их использования, но и от своевременности проведения технического обслуживания (ТО).

При подготовке спиннинга к рыболовному сезону, прежде всего, стоит обратить внимание на катушку – именно она несет большую нагрузку и чаще всего нуждается в ТО.

Пришло ли время смазывать катушку, можно определить по внешнему виду: если при снятии шпули видно, что ось покрыта слоем потемневшего (грязного) масла – пора проводить ТО.

Зачем смазывать катушку?

Во время эксплуатации внутрь катушки неизбежно попадает пыль, грязь, а иногда вода и песок. Эти примеси ухудшают работу катушки, а со временем стачивают зубцы шестеренки и катушка приходит в негодность. Проводить ТО нужно регулярно: перед началом сезона, а если ведется интенсивная рыбалка с использованием одной и той же снасти – то и в середине сезона тоже. Это несложное в исполнении правило позволит значительно продлить «жизнь» катушки и улучшить качество ее работы.

Внеплановый разбор и смазку необходимо проводить, если катушка упала в воду или песок. Продолжать эксплуатировать ее без проведения ТО нельзя – это значительно сократит срок службы.

Чем смазывать?

Самый грубый вариант смазки для катушки спиннинга – машинное масло или салидол. Но так как ТО проводится с целью увеличения срока службы, а не случайного разрушения отдельных деталей вследствие попадания запрещенного для них вещества, лучше использовать специальные смазки.

Найти подходящее масло можно в крупном рыболовном магазине. Основной плюс такой смазки в том, что она идеально подходит ко всем деталям катушки (и к металлу, и к пластику) и не вызовет их повреждения.

Универсальные смазки бывают двух видов (иногда они продаются в комплекте, иногда – отдельно):

  • густые для смазки подшипников и шестерней (жидкая стечет);
  • жидкие, отлично работающие на сочетании шток-вал ротора.

Чем большее трение возникает в детали, тем гуще используемая смазка. Однако, использование слишком густых смазок недопустимо – ход катушки станет слишком тугим. Для создания среднего по консистенции масла используют оба купленных тюбика – жидкой смазкой немного разбавляют густую.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Что подготовить?

Непосредственно перед ТО катушки желательно подготовить все необходимое и оборудовать рабочее место. Оптимальные условия: яркий свет и светлое покрытие стола – так даже самые мелкие детали будут заметнее.

Для проведения ТО катушки понадобятся:

  • небольшой лоскут мягкой ткани;
  • отвертки;
  • гаечный ключ;
  • небольшие деревянные палочки (можно использовать зубочистки);
  • бензин (желательно для зажигалок — его запах менее выражен);
  • масло для смазки;
  • маркер;
  • пинцет;
  • тонкая кисточка (для смазки деталей);
  • стеклянная емкость.

Как смазывать?

Процесс смазывания катушки состоит из следующих этапов:

  1. Снять шпулю и отвернуть ручку катушки.
  2. Втулка, оснащенная регулировочными шайбами и подшипником, снимается деревянной палочкой: резиновое колечко-стопор снимают не до конца, приподнимая подшипник, выдавливают шплинт.
  3. Для снятия ротора стопорный болт снимают при помощи отвертки, гайку — гаечным ключом.

  • Отворачивают все болты крышки обгонной муфты (игольчатого подшипника). Детали узла аккуратно снимают и раскладывают по порядку.
  • Весь игольчатый подшипник и вставляемую в него муфту тщательно протирают мягкой тканью. Наличие масла в этой части катушки может спровоцировать нарушение работы стопора обратного хода, особенно во время рыбалки при низких температурах.
  • При помощи отвертки откручивают пыльники и снимают крышку катушки.
  • Основную пару шестерней необходимо пометить маркером – при сборке они должны стать на свои места. За время эксплуатации детали приработались друг к другу, и изменение их положения может плохо сказаться на качестве работы всего механизма.

  • Вынимают основную шестерню и при помощи пинцета снимают стоп-коробку.
  • Снимают каретку: деталь, служащую для нее стопором, вынимают при помощи пинцета, вывинчивают болт, крепящий каретку к оси, и снимают деталь.
  • Снимают освободившуюся ось, вторую шестерню основной пары и «червяка».
  • Все разложенные на столе детали желательно сфотографировать, чтобы после мойки разложить в том же порядке и без проблем собрать катушку.
  • С деталей удаляют старую смазку: кладут их в стеклянную емкость и заливают бензином.
  • Пока детали «отмываются», обматывают деревянную палочку лоскутом ткани и аккуратно чистят корпус катушки.

  • После высыхания очищенных деталей их собирают в обратной последовательности: вставляют «червяка», шестерня основной пары, ось, каретку, устанавливают ее стопор и закрепляют все скобой-стопором.
  • С этого момента начинается процесс смазывания катушки, во время которого необходимо поворачивать шестерню основной пары, чтобы масло распределялось равномерно.
  • Основную шестерню смазывают перед установкой, а, устанавливая, совмещают метки. Здесь важно проследить, чтобы шестерни совместились идеально и не было погрешности даже в один зубец.
  • Корпус катушки закрывают крышкой.
  • Далее необходимо обратить внимание на ролик подшипника лесоукладывателя – он часто засоряется и может требовать смазки чаще, чем сама катушка. Если подшипник закрыт только с одной стороны – его необходимо смазывать по мере необходимости. При глухом закрытии смазка в него заложена производителем и дополнительные манипуляции не требуются.
  • Последний этап ТО катушки спиннинга – осмотр и смазка узла принудительного закрытия дужки, расположенный на роторе внизу ролика лесоукладывателя. При проведении ТО желательно смазать шарниры дужки, даже если проблем с закрытием не возникает.
    • Как правильно выбрать катушку, леску, поводок: все о джиговых снастях;
    • Спиннинг для джига: поможем подобрать снасть правильно;
    • Рейтинг спиннингов и катушек для микроджига здесь.

    После полной сборки катушки нужно проверить плавность хода.

    Ручка поворачивается плавно и беззвучно, но немного туже, чем до ТО? Так и должно быть!

    После нескольких использований смазка разработается и распределится по деталям, ход катушки станет легким.

    Уважаемые читатели, к вашему вниманию, популярное видео: «Профилактика рыболовной катушки. Чистка и смазка».

    Как поймать много рыбы?

    Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

    Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

    Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

    Такая прикормка есть и это не миф – Фишхангри. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

    Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

    Скорее заказывайте Фишхангри!

    Источник: fishcave.ru

    Как выбрать безынерционную катушку для спиннинга

    Давайте сразу условимся, что мы сейчас будем рассматривать только безынерционные катушки для спиннинга. Просто в природе есть еще снасть кастинговая (с мультипликаторной катушкой), которую у нас тоже многие обзывают «спиннингом». Проще говоря, далее речь пойдет только о безынерционных спиннинговых катушках. Мультипликаторы рассматривать этот раз не будем.

    Универсальная мультипликаторная катушка Banax Lexima 110

    Давно известно, что универсальных вещей не существует. А если таковые и имеются, то все равно они по своим характеристикам сильно уступают узкоспециализированным. Но многие, как я, например, продолжают искать «золотую середину», ту, чтобы «на все случаи, и чтоб служила верой и правдой…» Ну и так далее.

    Обслуживание и смазка безынерционных катушек Daiwa

    Данный материал открывает цикл статей, посвященных обслуживанию безынерционных катушек разных производителей. У безынерционных катушек фирмы Daiwa есть свои особенности, но информация, касающаяся инструментов, смазочных материалов и периодичности обслуживания, приведенная в данной статье, в равной степени применима для безынерционных катушек всех производителей. К тому же многие производители используют в своих катушках конструкторские решения, разработчиками которых является Daiwa.

    Выбор силовой мультипликаторной катушки для троллинга и морской рыбалки

    Выбор и покупка мультипликаторной катушки для речного троллинга — или для морской рыбалки — дело серьезное, особенно если вы озадачились этим впервые. Конечно, правильному выбору могут поспособствовать специалисты в рыболовных магазинах, но такое бывает не всегда — и зачастую приходится опираться на собственную базу знаний. В этой статье я попытаюсь изложить некий свод правил, знание которых поможет сделать первые шаги в самостоятельном выборе мультипликаторной катушки для спиннинга.

    Выбираем катушку для ультралайта

    В рыболовной периодике катушки достаточно обширно исследованы многими уважаемыми авторами. Но все ж, с другой стороны, описания катушек редко когда велись от конкретного способа лова — и в большинстве своем преподносились как некий обобщенный материал. Поэтому я остановлюсь на так называемых «тонких моментах», на которые в первую очередь стоит обратить внимание. Ведь где тонко, там и рвется, помните?

    Смазка для катушек

    В работе катушек, как любого механизма, одна из самых важных тем — СМАЗКА. Много перепробовал в своё время, собирал всю информацию по смазкам для катушек. Немного раскажу вам про свои поиски на эту тему — может кому пригодиться. У меня этой информации в компьютере уже целая электронная библиотека. Только мне ничего это толком не пригодилось. Всё надо пощупать своими руками и опробовать на рыбалке. Вот что я подобрал, как более-менее полезное для нашего брата спиннингиста внимание :

    Уход за безынерционной катушкой

    П. Мотарев ( Рыболов-Elite)

    Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за безынерционной катушкой , чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

    Доработка спиннинговых катушек

    Эта статья будет содержать как доработку по некоторым «косячкам» в спиннинговых катушках , так и обзор двух моделей. Представленные доработки относятся и к другим катушкам, которые этого требуют.Так как на доработку ко мне попали сразу 3 спиннинговых катушки с магазина,2 ELF(2500с и 2500)и NASCI 2500. Но впоследствии хозяин NASCI испугавшись, что после доработки катушка станет хуже, изъявил желание забрать сей девайс, сказав, что, раз так сделано, значит так оно и надо. Разубеждать я его не стал. И в итоге на «обслугу» осталось 2 эльфа, поэтому статья и будет являться обзором по одной модели катушки (сборной, раз катушки парные).

    Как продлить срок службы катушки для спиннинга?

    Всем хорошо известно, что срок службы рыболовных снастей зависит от того, как мы к ним относимся и как за ними ухаживаем. Открытые безынерционные катушки — среди самых дорогих и важных инструментов современного спиннингиста. В этой статье я расскажу, как избежать поломок и продлить срок эксплуатации безынерционных катушек.

    Какие поломки наиболее часто происходят у безынерционных катушек для спиннинга по причине неумелого обращения, и каковы пути предотвращения этих поломок?

    Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки

    В какой то м ом ент своей карьеры каждый рыболов сталкивается с вываживанием достаточно сильной рыбы. При этом далеко не самую последнюю роль играет правильно подобранная и настроенная спиннинговая катушка, особенно ее фрикционный тормоз. Иногда варьирование настройки фрикционного тормоза может су щественно повлиять на исход противостояния рыболова и рыбы. Именно поэтому мне захотелось поделиться всевозможными тонкостями в этом вопросе. Читатель сможет посмотреть на актуальную тему с разных сторон, в том числе и со спортивной.

    Источник: prospinning.ru

    Катушка для спиннинга

    Каждая деталь спиннинга по- своему важна. Но катушка – основа всей спиннинговой снасти. С чего начать сборку спиннинга, с удилища, или с катушки?

    Моделей катушек выпускается промышленностью очень много. Четкой классификации нет, поэтому, когда покупается катушка для спиннинга, то эта покупка превращается в настоящую головоломку. Каждый решает проблему по-своему, в силу своих знаний и интуиции. Если присмотреться ко всему списку катушек, то можно их разделить на несколько видов.

    Виды спиннинговых катушек:

    инерционные катушки состоят из штампованного барабана, находящегося на диске. Кронштейном барабан крепится к рукоятке удилища. Применяется много модификаций таких катушек, отличаются между собой только размерами барабана и оформлением. Главным достоинствам таких катушек является их простота и надежность;

    • безынерционные катушки позволяют забрасывать приманки весом от 1 грамма до 300 грамм. Шпуля такой катушки в забросе почти не участвует, вес приманки распределяется на леску и удилище.
    • cуществуют три типа безынерционных катушек – с открытой шпулей, с полузакрытой и закрытой шпулей. Еще новейшие модели снабжены системами противозакручивания лески. Обязательной частью безынерционной катушки является фрикционный тормоз, который регулирует силу сматывания лески при закрытом лесоукладывателе. Современную безынерционную катушку можно считать совершенной;
    • мультипликаторные катушки похожи на инерционные катушки. Только в них устроено столько механизмов, каких только можно представить. Описание этих систем заняло бы не одну страницу. Количество моделей очень много, каждый год появляются все новые. Современные мультипликаторы – точные саморегулирующиеся приборы. Есть даже модели со встроенными дисплеями.

    Основные параметры и компоненты катушек;

    • вес катушки определенно имеет значение, ведь спиннингист все время ловли держит снасть на руках.

    Делаются они из металла, прочной пластмассы. Оптимальным считается вес 250-300 грамм;

    • число подшипников в катушке для легкого ее вращения достаточно 2-3;

    Передаточное число таже важная характеристика. Все механизмы катушки вращаются с помощью шестерен с разным количеством зубьев на них. Когда рыболов вращает ведущую шестерню, он приводит в движение остальные шестерни, в том числе и ротор шпули с леской.

    Вот именно количество оборотов шпули за один круг катушки и будет называться «передаточное число катушки». Чем меньше эта величина, тем медленнее крутится шпуля с катушкой. Например, катушки с числом 3.2 – 4.2 подходят для медленной проводки. Но она не подойдет для скоростной проводки. Зная этот параметр, рыболов может выбрать для своей проводки подходящий вариант.

    • форма шпули также бывает разной, оптимальной является удлиненно-бочкообразная. Рыболову надо иметь на рыбалке на смену несколько шпуль с разной леской. Также не подходят шпули с высоким бортиком, происходит торможение лески при забросе;
    • фрикционный тормоз понемногу стравливает леску при вываживании улова. Он должен работать четко и слаженно, без всяких заеданий.

    По месту размещения фрикциона катушки делятся на две группы:

    • переднефрикционные, у них регулировочная гайка сверху и применяется для остановки шпули. Катушки такие небольшие в размерах и снабжены большим диапазоном регулировок;
    • заднефрикционные, имеется регулировочная шайба, расположенная на задней стороне. Такие катушки более громоздки и состоят из многих элементов.

    Кроме этих компонентов, спиннинговая катушка может иметь дополнительные инструменты, которые оказывают положительное действие на работу всей снасти:

    • ролик катушки лесоукладывателя покрыт специальным раствором, позволяющий работать как леской, так и плетенкой;
    • стопор заднего хода останавливает катушку почти мгновенно. Это требуется при джиге и твичинге;
    • «бесконечный» винт делает равной скорость шпули при намотках лески, эта функция хороша при рыбалке на ультралайт.

    Материал исполнения современной спиннинговой катушки подобран из магниево-алюминиевых материалов. Они прочны и обладают малым весом. Вес катушки имеет немаловажную роль в процессе рыбалки. Ведь рыболов все время держит свою снасть на весу рук.

    Достоинства безынерционных катушек для спиннинга:

    • небольшой размер, минимально возможный вес. Они подходят для всех способов ловли – от ультралайта до джиговой ловли;
    • большая скорость подмотки, наиболее пригодное передаточное число 6.0:1. Это значит, что за один оборот рукоятки катушка наматывает метр лески. Такая скорость подмотки подходит для большинства проводок;
    • простота в забросе. Конструкция катушки позволяет произвести заброс рыболову, впервые взявши в руки спиннинг;
    • удачно выполненный фрикционный тормоз позволяет регулировать сход лесы со шпули. Обычно нет проблем при ловле крупной особи даже на тонкие лески.

    Обслуживание и ремонт безынерционных катушек своими руками не составляет большого труда. Катушка также механическое устройство, которое требует надлежащего ухода и смазки. Особенно чистоты и смазки! На рыбалке может попасть и песок, и порою грязь. Бывает даже слышен рычащий звук, шуршание и другое. Здесь ничего сложного нет, просто немного катушку разобрать, помыть некоторые части и смазать.

    Мультипликаторные катушки, как отмечалось выше, также построены по инерционному принципу. Ее работа похожа на лебедку. Число передаточное от 2,5 до 6,3 к 1. Чем это соотношение больше, тем менее тяга.

    Применяется для ловли рыбы с берега и с лодки, а также для троллинга.

    Преимущества мультипликаторной катушки;

    большая мощность дает возможность применять тяжелые приманки и толстые плетенки, рыболов не боится обрыва снасти;

    • просты в эксплуатации, долговечны;
    • не происходит закручивание шнура;
    • применение толстой плетенки не мешает дальности заброса;
    • катушка имеет малый вес и малые габариты.

    Недостатки мультипликаторной катушки;

    • неудобства ловли рыбы на легкую приманку;
    • надо постоянно регулировать тормоза;
    • катушка подходит для приманок с большим весом и грубой снасти.

    Существует еще интересный вид ловли рыбы – ловля на матч, или дальний заброс. Матч интересен напряженностью во время дальнего вываживания улова. Ведь заброс производится на расстояние 30-50 метров, где рыба смелее берет приманку. Удилища для такой рыбалки представляют собой старые складные бамбуковые. Такие снасти собираются на месте ловли по принципу штекера – части удилища закрепляются друг в друга, и так получается длинное матчевое удилище.

    Матчевые катушки представляют особый вид снасти в такой рыбалке. Обычно она безынерционная, выполняет задачу доставки приманки и вываживание улова с дальних расстояний (до 100 метров). В продаже она маркируется под словом «match». Матчевая катушка имеет большую чувствительность, поэтому при ловле руку надо держать близко около нее, а вот удилище разместить на подставки

    Особенности матчевой катушки;

    • главный признак – катушка имеет неглубокую шпулю с большим диаметром, бортик высотой не более 2мм.

    Чем больше диаметр, тем лучше лежит леска, не образует бороды во время заброса;

    • только задний тормоз, он позволяет более тонко настроить фрикцион. Это имеет значение при использовании в матчевой ловле тонких лесок;
    • передаточное число должно быть высоким, от 5,7:1. Позволяет уменьшить время при подмотке.

    При выборе матчевой катушки следует обращать внимание на материал изготовления. Легче по весу графитовая катушка (WINNER). Для сбалансирования снасти вес катушки должен быть выше веса удилища.
    Маркировка катушек для спиннинга состоит из обозначения передаточного числа и вместимости самой шпули.

    Передаточное число наносится надписью «gear ratio» с дальнейшими цифрами. Например, “gear ratio 5.0:1”. Такая катушка подойдет для поимки крупных экземпляров.

    Размер шпули наносится цифрами – 1000, 5000. Они означают произведение диаметра лески на ее длину в метрах. 5000 означает, что в шпулю войдет 100 метров лески с диаметром 0,5 миллиметра. Но может войти и 200 метров с диаметром 0,25 миллиметров.

    Как выбрать безынерционную катушку

    Уже можно смело говорить, что инерционные катушки в спинниговой ловле отошли в прошлое. Они не очень удобны в частых забросах, подходят только для донной ловли.
    Правильно выбранная безынерционная катушка должна соответствовать желаемым трофеям, хорошо проводить приманку, хорошо работать при вываживании и служить долго.

    Основные признаки выбора безынерционной катушки:

    • плавный ход – обеспечивается тщательной заводской подгонкой всех деталей и наличием подшипников;
    • размер катушки предлагает разное количество метров лески;
    • Дужка лесоукладывателя не должна заедать во время переключения. Она снабжается роликом, через него идет леска. От материала изготовления дужки и ролика зависит сохранность лески;
    • рукоятка катушки должна быть сменной, при желании рыболова устанавливаться на левую и правую стороны;
    • передаточное число следует подбирать по условиям ловли: с берега, с лодки, по весу забрасываемых приманок;
    • фрикционный тормоз должен точно регулироваться, тогда с вываживанием рыбы не будет проблем. И это можно было делать во время самой ловли.

    Соответствие размера катушки длине и тесту удилища

    210-240
    До 15
    1000

    210-240
    15-30
    2000-2500

    240-270
    До 15
    1000

    Например, для удилища длиной 2,7-3,0 метра подойдет катушка со шпулей от 2500 при ловле на небольшое расстояние.

    Настройка катушки для спиннинга

    Сразу надо установить катушку на удилище, это не представляет сложности.
    Дальше следует намотка лески на шпулю:
    • протянуть леску через пропускные кольца;
    • один конец привязать к катушке;
    • теперь надо намотать леску на шпулю. Для этого закрепить на некотором расстоянии диск с леской и начать вращать рукоятку катушки. Леска будет укладываться лесоукладывателем;
    • после намотки рекомендуется выполнить холостой заброс для просушки лески.

    Настройка фрикциона производится для постепенного стравливания лески во время вываживания рыбы. Правильно сделанная регулировка исключит поломку удилища при поимке крупного экземпляра.
    Чтобы сделать настройку фрикциона, надо снасть привести в рабочее состояние. Потом зацепить крючком за неподвижный объект. Затем отойти и попробовать натянуть леску. Когда удилище согнется, отпустить фрикцион до трещотки. Регулировка окончена.

    Лучшие модели безынерционных катушек:

    • Daiwa Megaforce A – отличная катушка с приличным весом, имеет 5 подшипников, имеет стопор обратного хода;
    • Ryobi ZAUBER CF – оснащена механизмом бесконечного винта. Он позволяет плотно и ровно положить леску, потом при забросе нет ее запутывания. Имеет 10 подшипников;
    • Daiwa Sweepfire X – бюджетная катушка имеет заднее расположение фрикциона, хорошее качество изготовления, при умелом обращении может служить долгие годы;
    • Okuma Octana – имеет плавный ход, благодаря встроенным шестерням колебания;
    • Shimano Nasci13 HG – имеет необычный вид из-за плоского корпуса, алюминиевая шпуля, ролик имеет L-образный изгиб, который не дает запутываться леске при укладке.

    Катушка для спиннинга – важнейшее составляющее для спиннинговой рыбалки. При плохой катушке вся эта снасть не будет работать. Спиннингисту необходимо иметь хотя бы элементарные знания о катушках и их выборе.

    Источник: ribaku.info

    Ремонт катушек и спиннингов, обслуживание катушек в Краснодаре

    Профилактика и ремонт рыболовных катушек

    Профилактика спиннинговой катушки – процедура, которую необходимо проводить в конце каждого сезона ловли, а также после использования катушки в экстремальных для ее механизма условиях. Профилактика включает чистку основных рабочих элементов катушки с последующей заменой в них смазки. Своевременная профилактика позволит избежать полноценного ремонта снасти.

    Вы всегда можете заказать профилактику в MASTER FISH. В работе мы используем только оригинальные смазки от Daiwa и Shimano.


    Ремонт катушки без разбора (замена ролика и подшипника лесоукладывателя, дужки лесоукладывателя, элементов корпуса)
    Стоимость запчастей не включена.

    Ремонт и сборка всех видов удилищ с гарантией

    Мы приложим все усилия, чтобы сохранить все технические характеристики вашего спиннинга и получить эстетичный внешний вид. Работа будет проведена в максимально сжатые сроки.

    Ремонт поломки бланка
    (сращивание бланков с помощью графитового бандажа)

    Замена кольца на одной ножке

    Замена кольца на двух ножках

    Установка Hook Keeper’а (петельки для крепления приманки)

    Замена рукояти (с учетом демонтажа старой)

    Реставрация пробковой рукояти
    (шлифовка, шпаклевка, обработка защитным составом U-40 Cork Seal)

    Сервис и ремонт снастей проводятся в нашем магазине по ул. Селезнева, 135 в Краснодаре.


    Примеры наших работ

    Источник: master-fish.com

    Чем смазать катушку для спиннинга

    Ничего нет вечного — в рыбацких принадлежностях это утверждение справедливо, прежде всего, в отношении механизма сматывания лески, а чтобы продлить его безотказную работу, необходимо знать, чем смазать катушку для спиннинга. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо для начала ознакомиться с конструктивными особенностями этих устройств и с маслами, применяемыми для технического обслуживания.

    Когда придет понимание сути вопроса, тогда уже можно будет приступить к осуществлению практических действий по приведению прибора в должное инженерное состояние. Итак, по установленному порядку к цели.

    Какие бывают катушки

    Понятно, что качество обслуживания зависит от знания материальной части объекта.

    Все рыболовные бобины для сматывания лески подразделяются на несколько различных по конструкции типов:

    1. Безынерционная с открытой, полузакрытой и закрытой шпулей, которая в катушках этого вида остаётся неподвижной при забросах, но вращается при вываживании рыбы. Такое исполнение исключает спутывание лески.
    2. Инерционная проводочная гораздо проще по структуре — имеет тормоз для фиксации барабана и фрикционный принудительного схода лески. И также на неё устанавливается трещотка, не допускающая обратного вращения.
    3. Особенность мультипликаторной катушки заключается в свободной укладке нити на шпулю, результатом чего интенсивность намотки возрастает. Механизм довольно сложный и включает в себя дополнительные функции — управления притормаживанием при забросах и обратным тормозом.

    В процессе пользования любой бобиной внутрь механизма может попасть пыль и грязь, посторонние примеси, которые приводят к ухудшению условий работы элементов устройства, зубчики шестерёнок стачиваются и прибор ломается. При всём разнообразии типов катушек и сложности их конструкций общим фактором является необходимость проведения технического обслуживания (ТО). В какие сроки это надо делать — для каждой бобины подход индивидуальный и зависит от интенсивности эксплуатации и отношения пользователя к рыболовной снасти. Внешний вид катушки подскажет, пришло ли время проводить ТО: загустевшая грязная смазка на оси снятой шпули — это определённый сигнал к действию.

    Катушки для спиннинга обязательно следует смазать и в случаях случайного падения снасти в воду или на песок. Если рыбак заядлый, то эксплуатация бобины происходит в интенсивном режиме, и 2 раза в сезон следует осматривать инструмент и, при необходимости, менять смазку. Такая потребность возникает и при посторонних шумах или затруднениях во вращении катушки.

    Не стоит дожидаться того момента, когда снасть выйдет из строя — лучше своевременно провести профилактическую разборку и смазку механизма.

    Чтобы частично разобрать безынерционную катушку много времени не потребуется, но после её сборки останется уверенность в надёжности рыбацкого инструмента.

    Смазки для катушек


    Самым оптимальным решением являются специальные смазки, созданные именно для рыболовных катушек. Наиболее популярная из них на сегодняшний день это смазка для рыболовных катушек от EFELE. Смазка продается в удобном дозаторе, что позволяет легко смазать труднодоступные места катушки, а также совсем не имеет запаха (смазки с запахом попадают на леску и отпугивают рыбу). Зимой выдерживает морозы до -50. В общем мы советуем.

    В случаях, когда происходит срочный ремонт в полевых условиях, в качестве смазочного вещества для бобины вполне подойдёт машинное масло или солидол, но только как временная мера. При выполнении же профилактики и ТО следует пользоваться специализированными смазками, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Так чем же смазать катушку для спиннинга?

    Условно все применяемые рыболовами антиадгезивы можно разделить на 3 группы:

    1. Фирменные от производителей катушек: Shimano, Daiwa и Abu Garcia. Выпускаются в виде спрея густого (красный колпачок) или жидкого (синий). Последний применяют для подшипников, а более вязкий — для всех остальных деталей устройства.
    2. Отечественные марки ЦИАТИМ-221 и 221-F морозостойкие, не портят резиновые уплотнения и пластиковые детали, устойчивы к воде. Ими промазывают подшипники.
    3. Силиконовые смазки для оргтехники СИ-180 и ПМС-200 — бывают различной консистенции от очень густых, до совсем жидких, абсолютно инертны и могут работать в мороз и жару. Для подшипников есть силиконовая смазка для катушки с тефлоновым наполнителем ОКS-1148 — она устойчива к высоким температурам и агрессивным средам. Все эти антиадгезивы водоотталкивающие.

    Конечно, лучше применять смазку от изготовителя катушки, которая нуждается в ТО. Но если не получилось по каким-то причинам воспользоваться фирменной, то можно употребить всякую универсальную для бобины (спиннинговое механическое устройство).

    Назначение густых: уход за шестернями, шарикоподшипниками, они не вытекают из конструкции, а универсальные смеси получают соединением густых с жидкими, добиваясь требуемой консистенции. Многие рыболовы сочетают различные типы: к примеру, контакты большой и ведомой шестерён покрывают силиконовой смазкой, а втулки и подшипники — фирменными Shimano или Daiwa.

    Порядок выполнения смазки

    Последовательность операций рассматривается на примере популярной модели Daiwa. Перед тем как смазать, катушку надо разобрать, но сначала изучить руководство по эксплуатации и уходу за изделием.

    Инструмент и принадлежности:

    • универсальная отвёртка;
    • гаечный ключ под гайку ротора из комплекта;
    • пинцет;
    • кисточка;
    • смазка жидкая и густая;
    • посуда для мытья деталей;
    • стакан бензина.

    После разборки всю мелочь и детали промыть с чисткой кистью, периодически меняя бензин. Подшипники моются с проворачиванием сепаратора.

    Бензин огнеопасен, исключить применение открытого огня!

    Промыв детали, разложить их на чистом листе и просушить естественной сушкой, не вытирая (исключить попадание ворса). Смазывать катушку можно фирменной смазкой Daiwa или Mitchell (Х3 густая, Х7 жидкая). Смешать первую со второй лучше в соотношении 2:1 (только в рамках одного изготовителя). Не рекомендуется смешивание разнородных смазок. Например, минеральных и синтетических. Все детали, включая примыкающие к ним элементы корпуса, смазывают кисточкой и собирают обратным порядком.

    Аккуратные спиннингисты, не допускающие контакта катушки с песком, обходятся частичной разборкой: снимают только ротор и крышку, удаляют отработанную смазку пропитанным бензином тампоном и наносят свежую.

    Результатом ТО должен быть мягкий ход катушки, что придаст рыбалке ещё больший комфорт и привлекательность.


    Источник: orybalke.com