Катушка для спиннинга прокручивается

Содержание

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

01 июля 2017 5092

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Видео по теме: Как настроить фрикционный тормоз катушки

Источник: rybalkaspinning.ru

Как настроить катушку

В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек. Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза.

Для опытных рыбаков всё это кажется довольно простым, но для новичков данная информация будет очень ценной. Итак, начнем с установки безынерционной катушки.

Если вы хотите более подробно разобраться в теме катушек для спиннинга, советуем нашу статью — катушки для спиннинга .

Как установить катушку на удилище

Устанавливается катушка предельно просто, и проблемы с этой процедурой не должны возникнуть даже у абсолютных новичков. Сначала нужно открутить крепление, затем катушка вставляется в специальный держатель, расположенный на рукоятке удилища.

Далее кольцо туго затягивается, и основание катушки впоследствии зажимается. Катушка не должна болтаться, однако важно не переборщить при затягивании, дабы не сорвать резьбу.

Бывает, что в процессе рыбалки держатель катушки немного откручивается, поэтому время от времени подкручивайте его.

Как намотать леску на безынерционную катушку

Протягиваем конец лески через все кольца удилища, начиная с самого маленького на вершинке спиннинга;

Откидываем кольцо лесоукладывателя и привязываем леску к шпуле, применяя надёжный самозатягивающийся узел;

Далее начинается непосредственно сам процесс наматывания лески. Для этой процедуры необходимо обеспечить небольшое натяжение лески, в чём может помочь напарник или же можно положить моток в карман и пропускать леску сквозь пальцы руки, которая удерживает удилище (другой рукой вращаете ручку катушки).

Слишком сильное натяжение также нежелательно, так как оно может повлечь за собой образование узлов или попросту неравномерность намотки.

Прекращают процесс наматывания лески тогда, когда до краёв шпули остаётся примерно 2-3 мм свободного пространства. Больше лески наматывать не стоит, иначе в дальнейшем могут образовываться те же узлы, запутывания, соскальзывание лески во время заброса.

По окончанию рыбалки рекомендуется всегда делать «холостой» заброс, а затем в положении удилища перпендикулярно земле неспешно наматывать леску, чтобы та немного просушилась и ровно легла на шпулю.

Что такое бэкинг на катушке?

Чтобы ответить на данный вопрос, сперва необходимо разобраться в самих шпулях катушек. Существуют катушки с глубокой и неглубокой шпулей. Глубокие шпули применяются для намотки толстых лесок, а неглубокие – для тонких лесок. Возникает вопрос – как правильно намотать тонкую леску на глубокую шпулю.

Намотка должна быть такой, чтобы леска заполнила шпулю почти полностью, чтобы от конца бортика шпули оставалось всего 2-3 мм до лески. В случае с использованием тонких лесок на глубокие шпули, необходимо предварительно намотать на шпулю вспомогательную леску, эта леска и называется бэкингом. Таким образом, мы заполним внутреннюю часть шпули, а сверху будет тонкая леска, которой мы и будем ловить.

Если вы собираетесь ловить на тонкие плетеные шнуры, очень советуем выбирать катушки от Shimano и Daiwa. В их ассортименете множество подходящих катушек по различным ценам.

Намотка шнура на шпулю с бэкингом

Как настроить фрикцион катушки

Грамотно настроив катушку, вы сведёте к минимуму возможность обрыва лески и сможете вываживать крупную рыбу. Все модели безынерционных катушек оснащаются фрикционным тормозом, позволяющим регулировать усилие.

При нагрузке шпуля катушки прокручивается и леска понемногу стравливается, что позволяет «гасить» резкие и сильные рывки рыбы. Фрикцион может быть передним (расположен сверху на шпуле) и задним (снизу катушки).

При настройке фрикционного тормоза необходимо ориентироваться на параметр разрывной нагрузки лески. Так, если последний составляет около 7-8 кг, то фрикцион настраивается на 4-5 кг. В случае рывка рыбы сработает механизм фрикционного тормоза и катушка «отпустит» некое количество лески, обезопасив вас от обрыва снасти.

С целью настройки фрикциона применяются чаще всего обычные грузики с определенным весом, которые цепляют на конец лески. Хотя многие рыбаки практикуют настройку фрикциона иным способом, прямо перед рыбалкой. Для этого спиннинг полностью оснащается и приводится в рабочее состояние, а затем приманка с крючком зацепляется за дерево или иной статичный объект.

Далее нужно немного отойти и натянуть спиннинг будто бы при вываживании потенциального улова, и, достигнув максимального натяжения, при котором удилище сгибается в дугу, отпустить фрикционный тормоз до срабатывания трещотки. Не переусердствуйте, иначе вместо настроенного фрикциона можно получить лишь сломанное удилище.

В заключение ещё раз отметим, что никаких особых навыков и знаний для закрепления и настройки катушки не требуется. Данные процедуры достаточно просты в исполнении, однако при этом очень важны, ведь именно от надёжного крепления и правильной настройки катушки во многом зависит успешность ловли и сохранение снастей.

Источник: fisher-book.ru

Рейтинг лучших катушек для спиннинга

Каждый рыбак знает, что залог успешной рыбалки во многом зависит и от мелких деталей. Одной из таких мелких деталей является катушка для спиннинга. Сейчас на рынке огромный выбор катушек для спиннинга. Их производством занимаются в основном три компании: Daiwa, Shimano, Ryobi.

Модели, производимые под этими марками, являются самыми лучшими. Также, есть и другие фирмы выпускающие катушки, но качество их продукции оставляет желать лучшего. Чтобы понять, как купить качественный спиннинг, нужно знать, по каким критериям выбирать спиннинги.

Ранее, среди рыбаков были популярны инерционные модели. Они не были удобны, потому что они вращались даже после того как снасть была заброшена. После этого были созданы безынерционные модели.

Они были удобны и функциональны в отличие от инерционных, леска прекращает сматываться, сразу после того как приманка заброшена и достигла своей цели. Но самыми удобными среди катушек, являются мультипликаторные модели катушек.

Спиннинги с мультипликаторными катушками отличались своей мощностью и простотой использования, а цена на них почти такая же, как на безынерционные. Такие катушки производятся компаниями: Daiwa, Shimano, Salmo, Kosadaka.

Лучшая бюджетная катушка для спиннинга — рейтинг

На рынке катушек для спиннинга можно найти модели по разной стоимости. Начиная от нескольких сотен и заканчивая десятками тысяч. Все они отличаются своими свойствами и функциональностью.

До 2000 рублей

Хорошие, качественные катушки по небольшой цене, выпускают компании: Daiwa и Salmo. За качественную продукцию других производителей придется отдать больше двух тысяч рублей. Катушка Daiwa-SWEEPFIRE, несмотря на низкую стоимость, отличается хорошим качеством.

Эти катушки можно использовать с леской, а также они хороши для равномерных проводок, такую катушку можно купить за 950 рублей.

Цены на катушки, от марки Salomo, начинаются от 350 рублей. Но лучше брать, стоимость которых выше 800 рублей. Например, катушка Supreme MICRO, выпускающаяся под маркой Salmo, эта катушка является универсальной, она имеет три подшипника, что позволяет рыбачить с максимальным удобством.

Цена на неё примерно 800 рублей.

Тут вы можете посмотреть лучший спиннинг.

До 3000 рублей

Катушку ценовой категории менее 3000 тысяч рублей, можно найти практический у всех производителей. Лучшая, по мнению многих рыбаков, катушка по такой цене это Ryobi Tresor. Этак катушка надежна и имеет плавный ход, также у неё мгновенный стопор обратного хода, что позволяет рыбачить рывковой проводкой.

Цена на Ryobi Tresor — 2300 рублей.

Еще одна марка, выпускающая бюджетные катушки, ценой менее 3000 тысяч рублей, это Shimano Catana. Несмотря на некоторые модели, имеющие устаревшую технологию, все они технологичны и удобны. Одна из лучших катушек, выпущенных брендом Shimano Catana, это ALIVIO 2500RC.

Она надежна и качественна, несмотря на то, что имеет низкую цену. А благодаря введению концепции DYNA –BALANCE, у неё улучшился баланс, и снизилась вибрация при вращении. Также катушки ALIVO 2500, снабжены системой Varisped, что позволило улучшить укладку лески.

Также, хорошая катушка за 2500 тысячи рублей, это SALMO Elite X-Twitch 7+1 10FD.Привод сделан из бронзы и алюминия, шпуля из алюминия, а корпус сделан из карбопласта. Этак катушка имеет небольшую скорость, зато она универсальна, удобна и имеет небольшой вес благодаря легкому сплава, из которого она сделана.

Как поймать больше рыбы?

До 6000 рублей

Катушки этой ценовой категории, пользуются наибольшей популярностью среди рыбаков. Ведь они сделаны очень качественно, и к тому же за такую цену можно купить катушку, с которой можно использовать шнуры.

Открывает рейтинг модель Elf, марки Shimani, в ней есть всё, что нужно для хорошей, комфортной рыбалки. Катушка надежна, и привлекает как своими характеристиками и функциональностью, так и внешними признаками. Катушка имеет, малый люфт, небольшой вес, а с помощью бесконечного винта легко складывается.

Следующая катушка в рейтинге, это Японская Ryobi Excia MX. Эта катушка пользуется большой популярностью у Российских рыбаков. Всего за 4000 тысячи рублей можно получить, хорошую, надежную катушку. Из минусов можно отметить только то, что у неё устаревший дизайн, но этот не так важно, и никак не повлияет на рыбалку.

Модель Rewros MX, сделанная под брендом Daiwa, попадает в рейтинг благодаря своей легкости и удобной укладки шнура. Что касается минусов, у катушки достаточно большой люфт.

Модель RYOBI EXIA 2000, можно назвать самой лучшей в своей категории, в ней есть всё, что только можно. Она подойдет как для новичков, так и для профессиональных рыбаков. Катушка имеет тормоз с тонкой регулировкой, шпулю из прочного метала, и отличную работу всех механизмов.

Ранее мы рассказывали о катушке Stinger Force Age, стоимостью от 3500 до 4000 рублей.

5 лучших безынерционных катушек в рейтинге

Заходя в рыболовный магазин, за покупкой катушки для спиннинга, можно заметить, что их там огромнейший выбор. Все катушки различаются внешне, своими характеристиками, и конечно же брендами, под которыми они производятся. Самые лучшие катушки производит Японские и Английские фирмы, например Ryobi, Daiwa.

Ryobi Slam

Эта модель отличается от других, производимых брендом Ryobi, тем, что у неё измененное строение ротора и улучшенная конструкция лескоукладывателя. Сделана она из NCRT, этот материал легкий и в то же время очень прочный. Цена за такую катушку — примерно 3600 рублей.

Shimano Exage FB

Эта модель отличается от Exage FA, улучшенными характеристиками и методу изготовления шпули. Шпуля изготовлена с помощью метода холодной ковки, это позволило повысить надёжность катушки. Также модель снабжена двойной ручкой, что делает рыбалку с ней удобной и комфортной.

Цена за такую замечательную катушку — примерно 4 тысячи рублей.

Bamax GT Extrime – 3000

Катушка невероятной прочности, с помощью нее можно ловить рыбу огромных размеров. Катушка имеет шестерни из латуни, что позволяет пользоваться, ей без поломок, долгие годы. Ручка на катушке сделана так, что можно её использовать с обеих сторон. Цена на эту катушку начинается от 7000 рублей.

Daiva TD- Sol

У этой катушки мягкий ход и хорошая тяга, а корпус из качественного метала, добавляет ей прочности. Еще на катушкой установлен фрикционный тормоз, который срабатывает моментально. Цена на эту катушку — около 7700 рублей.

Shimano Twin Power

Самая дорогая катушка в рейтинге, имеет самую надёжную конструкцию, которая не повредится даже при ловле большой рыбы. Намотка лески сконструирована так, что позволяет защитить от самосброса. Также на катушке есть защита от попадания грязи. Минусом этой катушки является то, что она тяжелая.

Этот список можно дополнять еще долго, ведь существует большое количество разнообразных безынерционных катушек для спиннинга. Каждый должен сам выбирать какую катушку ему купить, в зависимости от своих требований и финансовых средств. Загляните в статью о спиннингах Shimano.

Критерии выбора безынерционных катушек

  • При выборе безынерционной катушки, нужно смотреть на её размер под снасти. Несмотря на одинаковую маркировку, они все равно могут различаться по размеру.
  • Далее, в зависимости от типа ловли, нужно подобрать катушку с подходящей вместительностью.
  • Подобрать подходящую марку и определить для себя нужные характеристики.
  • Нужно выбирать катушку с небольшим весом и в то же время прочную. Для этого нужно смотреть на материал, из которого изготовлена катушка. Пластиковые катушки лучше не покупать, хоть они имеют небольшую массу, долго такие катушки не прослужат. Лучше покупать катушку из корбопласта, этот материал легкий и в то же время прочный.
  • Еще важным критерием при выборе катушки является плавность хода. Перед тем как купить катушку, следует прокрутить её и убедиться, что нет посторонних звуков.
  • Нужно обращать внимание на вращение шпули. Нужно поставить катушку в горизонтальном положении и медленно прокрутить ручку. Если шпуля передвигается плавно, то всё хорошо.

Как видно, к выбору катушки нужно подходить серьёзно, что бы не наткнуться на, ни качественную продукцию, а хорошую, прочную, функциональную катушку, которая прослужит долгие годы без поломок и принесёт массу удовольствия от рыбалки.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Больше никаких рыбалок без улова и поисков оправданий своему невезению! Настало время все изменить. Лучший активатор клева года! Сделано в Италии.

Источник: superulov.com

Неисправности безынерционных катушек

Как и многих рыболовов, меня, кроме самой рыбалки, всегда интересовало все связанное с ней. В последние годы одним из любимых моих увлечений являются спиннинговые катушки. Мне очень интересно знать, как устроены механизмы катушек, какие у них особенности и отличия, преимущества и недостатки, каковы причины выхода из строя того или иного узла. За это время на моем «операционном» столе побывало множество разных катушек, накопился достаточно большой опыт, и я хотел бы поделиться им с читателями.

Почему же ломаются катушки? Спиннинговая катушка — устройство достаточно сложное и причин ее поломок может быть немало. Разделим существующие неисправности на две основные группы. Первая — неисправности, вызванные неправильным хранением и транспортировкой катушек, и вторая — неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

При небрежном хранении и транспортировке с катушкой может произойти масса неприятностей — от попадания в ее узлы песка и воды до механических поломок при падении и других нежелательных воздействиях. Попадание внутрь механизма песка и воды не сулит ничего хорошего, последствия этого — шелест подшипников из-за оказавшихся в них абразивных частиц и перемешивания смазки с водой, повышение шумности работы узлов вращения, ухудшение плавности хода. Если не обращать внимания на подобные отклонения в работе катушки, то такое безразличие может привести к преждевременному выходу из строя деталей, узлов и всего механизма. При падении катушки в песок или воду дальнейшее использование катушки нежелательно. Ну а в процессе ловли нужно следить за состоянием поверхности корпуса катушки. При падении катушки на твердую поверхность, например, камни, вам вряд ли удастся отделаться легким испугом. В лучшем случае, у катушки может погнуться дужка лесоукладывателя или юбка шпули, в худшем последствия более печальные — изгиб центральной оси механизма, раскалывание корпусных деталей, излом ножки катушки, рычагов лесоукладывателя и другие повреждения.

Хранение катушек в холодных сырых помещениях, коими часто выступают гаражи и балконы, может привести к электролитической коррозии металлических частей катушки, разрушению резиновых деталей, потере свойств смазок (фото 1). Впрочем, избежать печального, а порой и летального исхода несложно, если хранить катушки в домашних условиях в чехлах, а еще лучше в жестких деревянных или пластиковых коробках. В продаже готовых коробок для катушек я не встречал, но изготовить что-либо своими руками не составляет особого труда, можно также использовать деревянные коробки от сигар. Неплохим домом для рыболовных катушек служит ящик для рыболовных снастей. При транспортировке спиннинговой снасти с установленной на удилище катушкой также лучше применять чехол (фото 2).

Рассмотрим неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

Характерные признаки неисправности:

при вращении ротора катушки ощущается рокот, стук, заедание; под нагрузкой (при вываживании и проводке приманок, оказывающих значительное сопротивление) катушку подклинивает. Причина подобных явлений — неисправности в механизме главной передачи. Это самые неприятные и, к сожалению, чаще всего случающиеся поломки в процессе эксплуатации. Происходят они вследствие износа и обламывания зубьев ведущей шестерни при приложении к ним чрезмерно большой нагрузки, а также износа оси ведущей шестерни. Аварийные нагрузки возникают при неправильном вываживании рыбы, а также при попытке спасти приманку или оборвать шнур при зацепе в коряжнике. Причиной также может быть использование катушек не по назначению. К примеру, катушки с высоким (6,2:1; 6,0:1) передаточным отношением, не рассчитанные на большие нагрузки, применяются в качестве силовых. Подобное происходит и при неправильном выборе размера катушки. Возможно, ловля катушкой с меньшими габаритами и массой более комфортна, но ее ресурс при такой эксплуатации резко снижается. Не забывайте о том, что спиннинговая катушка является обыкновенным повышающим редуктором, но ни в коем случае не лебедкой!

Приведу несложный, но интересный расчет. Если принять, что при вываживании рыбы леска испытывает нагрузку в 5-6 кг, то с учетом передаточного отношения 5:1 при затянутом фрикционе на зубья ведущей шестерни действует нагрузка в 25-30 кг. Шестерни изготавливаются из алюминиевых сплавов, а для таких материалов подобные нагрузки являются критическими. Для того чтобы избежать неприятностей, при вываживании действуйте удилищем, подтягивая рыбу самим удилищем, и подматывайте леску катушкой во время опускания удилища в исходное положение. Таким образом вы снизите нагрузку на катушку. При зацепах воздержитесь от резких телодвижений и применения физической силы.

К сожалению, шестерни главной передачи (ведомая, ведущая) восстановлению не подлежат, поэтому их необходимо заменить новой парой.

Износ оси ведущей шестерни часто происходит из-за отсутствия на оси второго опорного подшипника (установлена втулка (фото 3) или наличия выработки в соединении «подшипник — ось шестерни». Предотвратить износ оси можно, заменив втулку подшипником. При незначительной выработке оси ее необходимо проточить и установить металлическую втулку.

Думаю, что не лишним будет уделить внимание системе фрикционного тормоза.

Она очень важна и одновременно выполняет несколько ответственных функций: защищает главный механизм от перегрузок, предотвращает обрыв лески при превышении ее разрывной нагрузки, позволяет рыболову грамотно вываживать рыбу. Поэтому к настройке фрикционного тормоза нужно относиться очень ответственно.

Самозатягивание фрикциона в момент стравливания лески — один из серьезных недостатков катушек невысокого качества. Последствия такого дефекта понятны: в лучшем случае — это обрыв лески и сход рыбы, в худшем — выход из строя механизмов катушки. Этот дефект является конструкторской недоработкой, «вылечить» его практически невозможно, поэтому при эксплуатации катушки с такими «сюрпризами» будьте особо внимательны!

Прекращение возвратно-поступательного движения шпули, система укладки не работает, витки лески накладываются друг на друга в навал. Причиной этой неприятности являются все те же резкие ударные нагрузки, о которых говорилось выше. Ударная нагрузка (особо выраженная при применении нерастяжимых плетеных лесок) действует не только на ротор и главную передачу, но и на ось шпули, установленную на ползунке червячной передачи. В катушках с червячной передачей, с так называемым бесконечным винтом, механизм остается рабочим благодаря конструктивно предусмотренной системе защиты. При рывке прижимная пластина ползунка (фото 4) отгибается, направляющие грани собачки червячной передачи выходят из паза оси и тем самым предотвращают излом деталей. Для восстановления узла достаточно снять пластину, выровнять ее и привести механизм в первоначальное рабочее состояние. В катушках с кулисной или эллипсоидной системой укладки последствия могут быть более плачевными. При рывке может сломаться выступ паразитной шестерни, перемещающийся в пазу кривошипного механизма. Однако кулисный механизм более устойчив к подобным нагрузкам, и чтобы вывести его из строя, нужно хорошо «постараться».

Снижение дальности заброса приманки. Визуальные признаки — ухудшение качества укладки лески, горбы, провалы у буртика и юбки шпули. Причин подобных явлений несколько. Наиболее распространенные — неисправность механизма подачи шпули или механизма лесоукладывателя. В механизме подачи шпули чаще всего в процессе эксплуатации самопроизвольно раскручивается винт, соединяющий ось шпули с ползунком (в случае кулисной передачи — с кривошипом) (фото 5). При этом появляется паразитный продольный люфт шпули, нарушающий геометрию укладки лески. Устранить подобную неисправность несложно — необходимо закрутить винт крепления оси.

Что касается механизма лесоукладывателя, то чаще всего неправильная укладка вызвана ограничением хода или заеданием рычага лесоукладывателя. Причины — потеря упругости или деформирование возвратной пружины механизма лесоукладывателя, попадание песка в место соединения рычага с ротором, отсутствие смазки (фото 6).

При включенном положении рычага стопора обратного хода ручка катушки вращается в обе стороны (отказ системы блокировки обратного хода). Эта неисправность, помимо дискомфорта при ловле, может привести к большим неприятностям, например, отбитым пальцам при вываживании крупной рыбы в том случае, если по каким-либо причинам вы выпустили из руки рукоятку катушки. Система стопора обратного хода в большинстве современных катушек выполнена на базе обгонной муфты. Отказ системы блокировки происходит чаще всего вследствие попадания в ее механизм густой смазки, грязи, воды, при загустевании смазки при ловле в мороз, в случае поломки или деформирования прижимных пружин роликов. При отклонениях в работе муфту следует разобрать (если позволяет конструкция), детали промыть и собрать с нанесением жидкой смазки. Обгонная муфта — механизм довольно сложный, поэтому ремонт лучше доверить опытному мастеру

Шумность работы ролика лесоукладывателя. Речь идет о шипении подшипника (подшипников), установленного в ролик лесоукладывателя. Причин подобного звукового сопровождения может быть две — либо из подшипника в процессе эксплуатации вымылась смазка, либо подшипник вышел из строя, причем опять-таки из-за отсутствия смазки или в результате попадания в него абразивных частиц. Для предотвращения преждевременного выхода из строя подшипника и устранения шума периодически рекомендуется добавлять в подшипник жидкую смазку. Однако добавление новой смазки в уже загрязнившуюся старую не решит вопрос кардинально. Если в ролике установлен обслуживаемый подшипник (открытый или с возможностью вскрытия), то его при прохождении ближайшего ТО желательно промыть в уайт-спирите или чистом техническом бензине и заполнить свежей смазкой. Лучше, когда эту процедуру выполнит специалист. Необслуживаемый подшипник (с завальцованными щечками) в том случае, если добавление новой смазки не устраняет шелест, подлежит замене.

Обрыв лески при забросе приманки. Речь идет о так называемых отстрелах лески вследствие преждевременного закрытия дужки лесоукладывателя. Механизм возврата дуги лесоукладывателя может быть выполнен либо без фиксации дуги в открытом положении, либо по более прогрессивной схеме — с ее фиксацией (фото 7). В первом случае (без фиксации) преждевременное закрытие происходит в основном из-за потери упругости возвратной пружины дуги. Конструкция с фиксацией дуги более надежна. Отказ в работе может быть обусловлен поломкой пластикового толкателя дуги (фото 7a), износом (в первую очередь) пластиковых элементов конструкции. Каким бы ни был механизм возврата дуги, с фиксацией или без, элементы этого узла в процессе эксплуатации разрушаются под действием ударных нагрузок при автоматическом возврате дуги. Поэтому для продления жизни этого узла производите возврат дуги вручную.

Отдельно хотелось бы поговорить о люфтах. Следует отметить, что люфты могут быть рабочими и паразитными. Рабочие люфты и зазоры обеспечивают правильную работу механизмов и без них не обойтись. Ошибочным действием часто является попытка полного устранения люфтов. Такие «доработки» могут привести к преждевременному износу деталей вследствие повышения трения. В процессе эксплуатации рабочие люфты увеличиваются и переходят в разряд паразитных. Четкой методики, позволяющей в домашних условиях отрегулировать люфты и зазоры, не существует, кроме того, величины рабочих люфтов и зазоров у катушек разных моделей и производителей могут отличаться, поэтому лучше доверить эти регулировки опытному мастеру.

К неисправностям шпули отнесем механические повреждения поверхности буртика шпули — царапины, вмятины и другие дефекты. Такие дефекты снижают легкость схода лески со шпули, разрушают поверхностный слой лески. За состоянием поверхности необходимо следить, при появлении дефектов их необходимо зашлифовать, а поверхность буртика отполировать (полировку производить осторожно, чтобы не удалить слой напыления твердосплавного металла).

Стуки, биения в рукоятке катушки могут наблюдаться вследствие самопроизвольного откручивания зажимного винта рукоятки, износа деталей в механизме складывания рукоятки и неисправностей в бобышке рукоятки. Положение зажимного винта необходимо периодически проверять, при откручивании — затягивать (фото 8). Износ деталей в механизме складывания рукоятки происходит в процессе эксплуатации. Для уменьшения выработки рекомендуется предохранять механизм от попадания песка, содержать его в чистом и смазанном виде. В том случае, если в рукоятке установлен кнопочный механизм фиксации, то при раскладывании рукоятки для уменьшения последствий ударных нагрузок подпружиненную кнопку рекомендуется придерживать пальцем (фото 9).

Бобышка рукоятки может быть установлена на оси на опорных подшипниках или без них. При аккуратном обращении с катушкой установка бобышки на подшипниках имеет ряд преимуществ — минимальные люфты (часто с возможностью регулировки), плавность хода. Главные враги этого узла известны — попадание все тех же абразивных частиц песка, воды, а также отсутствие смазки.

Итак, мы рассмотрели ряд типичных неисправностей, встречающихся в процессе эксплуатации спиннинговой катушки. Несложно сделать вывод: чтобы катушка продолжительное время приносила вам максимум положительных эмоций, нужно всего-навсего позаботиться о выполнении простых и элементарных требований — аккуратно обращаться с катушкой во время ловли, при хранении и транспортировке, использовать ее в соответствии с предназначением, периодически проявлять заботу. Не сомневайтесь, механизм ответит вам идеальной работой.

Источник: rybalka-online.org

Устройство и эксплуатация безынерционной катушки

В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют «Fixed spool reel»- катушка с фиксированной шпулей. Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной — фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так — же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно — поступательных движений шпули, перемещающейся «вперед-назад» под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед — назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы — мультипликаторной катушки. Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним — шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с разрывной нагрузкой в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску — в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно — поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули «вперед — назад» соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ( «вперед») леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую («назад») — следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно — шатунной передачей :
1. червячная передача называемая «бесконечным винтом» — кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно — шатунная передача с использованием кулисы называемая «локомотивной» — некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно — поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули — длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая «шагом укладки лески». Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла «вперед — назад» шаг подачи, обеспечивает прямую — цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же — прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.

прямая (цилиндрическая уклада) — имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае — геометрическая форма шпули, в другом — форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом — имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески. Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом — имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода «бород», необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 — 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески — она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

— цилиндр («прямая»)

— конус («конусная»)

— обратный конус («обратно-конусная»)

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 — размер увеличивается от меньшего числа к большему; от «1000» до «12000» с размерным шагом «500», т.е. «1000», «1500», «2000», «2500» и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от «1000» до «5000». Большие катушки, от «5000» и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 — размер увеличивается слева направо; от «020», «025», «030» и выше с размерным шагом «005».

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер «1000» соответствует размеру «020», «1500»-«025», «2000»-«030″и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами «AH» перед цифровой подписью «2000».

Какого размера брать катушку; «1000» — «тысячник» или «2000» — «двухтысячник» зависит от того с каким классом спиннинга вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование «гармонии снасти», с учетом общего баланса удилища. С легкими удилищами класса Ультро — Лайт (UL) используют «тысячники» или «полутора тысячники», для класса Лайт (L) рекомендуются «полутора тысячники» или «двух тысячники», по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате «mm/m» — диаметр лески/длина лески. Например, «0.18/240 0.20/200 0.25/140» означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом «Gear ratio» и отношением чисел. К примеру: «5,0:1» означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; «3.6:1» — за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так — как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой «спектр» передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1.

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели — поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

— тихоходные (силовые) — передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля «троллингом».

— универсальные — передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

— скоростные — передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких приманок с джиг — головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти — характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно воблеров.

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти, позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма, размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), для предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки — считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: «стопор обратного хода» или «антиреверс». Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот «рычажок — флажок» — переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: «стопор реверса», «антиреверсный стопор», «реверсный фиксатор» и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК — не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода, основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол — «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя — спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора — раскрутите ротор катушки двумя — тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти — при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма — недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода — необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти «на себя», при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки — визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Видео ролик братьев Шербаковых поможет выбрать безынерционную катушку.

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
— Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
— Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: «Джеймс Кук — 1764 год». Я его поджигаю, а он горит.
Первый, почесав голову.
— Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик — то погаси!

Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье «Как выбрать катушку для спиннинга»

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс !

Источник: slyfisher.ru

Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Как установить и настроить катушку для спиннинга? Поможем!

Спиннинговая рыбалка на хищника с каждым годом приобретает все большую популярность. Это неудивительно, ведь она имеет массу преимуществ перед другими способами ловли.

Это азарт охоты, постоянный поиск хищника на водоеме, польза для здоровья и при должном везении поимка крупных трофеев.

В этой статье расскажем о том, как правильно прикрепить и как настроить катушку на спиннинг, ведь это одно из главных условий успешной рыбалки.

Как установить катушку на спиннинг

Это довольно простое действие, которое сможет сделать любой новичок. Необходимо открутить крепление и вставить катушку в специальный держатель на рукоятке спиннинга. После этого необходимо затянуть кольцо так, чтобы оно поджало основание катушки. Закрутить его следует плотно, чтобы катушка не болталась.

Как намотать леску

Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  • Протяните кончик лески через кольца спиннинга начиная с самого маленького, расположенного на вершине удилища.
  • Откиньте кольцо лесоукладывателя и привяжите леску на шпулю. Лучше всего это делать при помощи специального самозатягивающегося узла.
  • Для его изготовления нужно сделать двойную петлю и затянуть ее на шпуле. Торчащий кончик лески необходимо обрезать.
  • Дальше необходимо правильно намотать леску на шпулю. Для этого необходимо создать небольшое натяжение. Удобно наматывать леску вместе с напарником, который держит катушку с леской в руках и контролирует сопротивление. Если помощника нет, можно сделать это самостоятельно, положив катушку в карман.
  • Можно также пропустить леску сквозь пальцы той руки, которой вы держите спиннинговое удилище, а другой вращать рукоятку катушки.
  • Создавать чрезмерное натяжение также не стоит, так как это чревато образованием узлов и неравномерной намотке.
  • Рекомендуется наматывать леску без остановок и постоянно контролировать процесс.
  • Процесс намотки необходимо закончить в тот момент, когда до края шпули остается примерно 25-30 миллиметров. Это считается ее оптимальным заполнением. Больше наматывать лески не рекомендуется, так как это может создать некоторые проблемы (появление узлов, соскакивание лески со шпули при забросе).

Как правильно настроить

Это, наверное, главный пункт в предварительной настройке вашего спиннингового удилища. От него будет зависеть очень многое.

Правильно настроенная катушка предотвратит обрыв лески и позволит вываживать крупную рыбу.

Практически все безинерционные катушки оснащены фрикционным тормозом, который позволяет регулировать усилие.

При определенной нагрузке шпуля начинает прокручиваться и стравливать леску. Это необходимо, чтобы «гасить» рывки крупной рыбы.

Существует два типа расположения регулятора – сверху на шпуле и снизу катушки. Второй вариант в новых моделях практически не используется, хотя у спиннингистов встречается довольно часто.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Для настройки можно использовать грузы с обычных весов, которые вешаются на конец лески. Опытные рыболовы настраивают фрикцион немного по-другому. Это можно делать прямо на рыбалке.

  • Полностью оснастить спиннинг и повесить на него блесну.
  • Зацепить ее за дерево или другой предмет.
  • Отойти на 5-10 метров и натянуть спиннинг таким образом, как будто вы вываживаете рыбу.
  • Придать натяжению максимальное усилие (удилище должно согнуться в дугу), и постепенно отпустить фрикцион до срабатывания трещотки.
  • Сильно тянуть не стоит, так как можно сломать удилище.

Как видите, ничего сложного в закрреплении катушки на удилище и её настройке нет, и любому начинающему предстоит выполнить эти действия.

Но, важность их переоценить очень тяжело, так как от этого может зависеть успех в вываживании крупного трофея. Удачной вам рыбалки!

О том как намотать леску на шпулю смотрите в видео. Приятного просмотра!

Как поймать много рыбы?

Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Такая прикормка есть и это не миф – TWITCHING LURE. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Скорее заказывайте TWITCHING LURE!

Источник: fishcave.ru

Ручка катушки стала крутиться в обе стороны? Попробуем реанимировать!

Очень частая проблема старых катушек закисание подшипников обгонной муфты. Причины могут быть разными, от попадания песка, до образование банальной ржавчины из-за попадания влаги. Так же может закисать пружина флажка, который переводит катушку, так сказать в режим нейтрали ( ручка крутится в обе стороны). Кроме этого, следует отметить, что иногда у новых катушек наблюдается небольшой проскок рукоятки назад в момент остановки. Допустим сделал 1-2 резких оборота, остановил ручку в верхней точке, а она возьми и прокрутись в обратную сторону на четверть оборота. В этом случае причина в излишней прыткости сборщика, который напихал слишком много смазки в систему подшипников обгонной муфты. Смазка попадает на муфту и вся система стопора обратного хода дает сбой.

Лечатся «болячки» разбором катухи и, в первом случае, нормальном её обслуживании, которое включает в себя удаление ржавчины или песка со всех подшипников обгонной муфты, во втором случае устранением лишней смазки, мешающей работе подшипников.

Принцип работы системы стопора обратного хода расписывать не буду, просто пошагово разъясню как добраться до подшипников, а когда доберетесь, сами все поймете.

Итак, поехали на примере новой дайвы регал 2500.(проблема в излишнем рвении сборщика) по фотно:

Снимаем шпулю, резиновое стопорное кольцо, все подшипники шайбы и укладываем всё по порядку, в той последовательности, в которой снимали. (это важно, так как какая бы хорошая у вас не была память, пока возитесь дальше, забудется разборка)

Далее откручиваем стопорный винт и гайку. ( будьте внимательны, на некоторых видах катушек резьба «не русская»-левосторонняя) и снимаем барабан с лескоукладывателем.

Перед собой видим вот такую картину

Чтоб добраться до самой обгонной муфты и подшипников необходимо снять пластину, которая удерживает систему подшипников и вынуть сначала блок (на фото внизу)

Затем снять муфту

В нашем случае, удаляем лишнюю смазку с муфты и в блоке подшипников. Надо сказать, тут сборщик постарался на славу и напихал туда столько смазки, что вообще не понятно как работал стопор.

В случае со старой катушкой, при появления коррозии на подшипниках или муфте, необходимо промыть блок, либо разобрать его и промыть каждый подшипник по отдельности, но если не уверены в том, что у вас руки растут из нужного места, лучше в блок не лезть. Сейчас полно всяких спреев, снимающих ржавчину с металлических деталей. Попшикали, покурили, промыли и собрали в обратной последовательности.

Вот и всё! При нужной внимательности и аккуратности проблема вполне решаема.

Относитесь бережно к своим вещам и они прослужат вам долго. НХНЧ!

Источник: lovimvmeste.ru