Катушка для спиннинга устройство фрикцион

Содержание

Как работает катушка спиннинга

По сравнению с инерционными катушками, устройство безынерционной катушки представляет сложный механизм. Многокомпонентность устройства с комплексом эксплуатационных требований с лихвой компенсируется универсальностью катушки. Дабы исключить поломки механизма, от рыболова требуется знание компонентов безынерционной катушки. Представленный материал поможет «разобраться» с устройством дросселя.

Принцип работы безынерционной катушки

Безынерционная катушка — высокоточный механизм с отложенной системой синхронизации шестеренок.

В момент вращения ручки катушка выполняет следующие действия:

  1. Удерживает поклевку, стремящуюся улизнуть назад.
  2. Снижает степень прилагаемых усилий.
  3. Идеально укладывает леску на шпулю.

Момент открытия душки сопровождается свободным ходом главного шнура. Поворот душки на 90 0 соответствует фиксации роторного механизма. Чтобы намотать леску, рыболову приходится крутить рычаг.

Полный оборот рычага соответствует пяти полным оборотам роторного механизма. Параллельно дроссель двигает назад вперед, синхронизация движений позволяет идеально укладывать шнур.

Детальный анализ работы катушки

В центре спиннинговой катушки расположен металлический стержень. На стержень монтируются металлические прокладки, развернутые технологическими бортами вовнутрь. Между прокладками устанавливается шпуля, скрепленная непосредственно с корпусом безынерционной катушки.

Обжимают конструкцию прокладки, изготовленные из сырого сукна, покрытые слоем высоко инертной смазкой. В момент затяжки шнура, вращения приводного вала прокладки сжимаются. Полное сжатие сукна предотвращает срыв лески со шпули.

Многослойная система прокладок с уверенностью противостоит крупным хищникам. Чтобы вытащить добычу из воды, рыболову приходится крутить ручку. Внутри корпуса катушки находится система из мелких шестерен. Поскольку на шестерне рычага в 5 раз больше зубцов, чем у шестеренки на стержне, полный оборот рычага прямо пропорционален 5 полным оборотам роторного механизма. Момент вращения роторного механизма сопровождается скручиванием лески с последующей укладкой на фаску накопителя.

Момент вращения шестеренок сопровождается движением штопора, приводящего в действие зонд. Зонд, прикреплённый к стержню, двигается по ограниченной дорожке, что приводит в действие центральный стержень, как итог, поступательные движения накопителя с леской.

Шпуля: устройство подачи; геометрия профилей, укладка лески

Шпуля — съемный элемент, выполняющий функцию накопителя главного шнура. За счет поступательных движений центрального стержня шнур на фаски накопителя накладывается идеально ровно, вероятность образования узлов и захлестов сведена к нулю.

Устройство подачи шпули Алгоритм подачи накопителя лески:

  • передача, построенная на винтах;
  • механизм взаимодействия шестерен и кулис.

Винтовое устройство накопителя лески основано на передаточной паре, инструкция по работе следующая: межосевое вращение главной пары приводит в действие «каретку», посредством кулачного кардана приводных шестеренок. Современные модели безынерционных катушек оборудуются винтами бесконечного цикла, благодаря резьбовой перекрестной нарезке на выходе строение получает шаг канав разного размера. Вследствие, разматывание накопителя происходит с быстрой скоростью, укладывание лески более медленное.

Механизм взаимодействия шестерен и кулис основан на принципе движения малой шестерни по центральному валу. Вращение рукояти передает усилие с малой шестерни на шестерню-паразитку, действия выполняются за счет передаточного числа. Цилиндрическая расточка внутреннего отверстия накопителя приводит в действие каретку. Циклические движения шпули синхронизированы с кареткой.

Шестерня-паразитка представлена в квадратной или круглой вариации. Угловая вариация шестерни предотвращает «зависание» каретки в мертвых точках, обеспечивает равномерное заполнение накопителя леской, особенно подле бортиков. Круглая шестерня демонстрирует худший эксплуатационный результат.

Геометрия профилей, укладка лески

Форма профиля — геометрический отлив шпули, отвечающий за алгоритм укладки шнура.

Накопители лески оборудуются геометрическими профилями:

  • цилиндрической формы;
  • конической формы;
  • формы обратного конуса.

Цилиндрическая форма накопителя лески обеспечивает постоянный шаг намотки. Прямоугольная укладка лески повышает вероятность схода шнура со шпули, низкая себестоимость профиля порождает высокий спрос.

Коническая форма накопителя лески «шаг размещения шнура» прямо пропорционально увеличивается в направлении к бортам. Алгоритм укладки обеспечивает активацию функции «дальнего заброса», однако исход вероятен — регулировка осуществляется накладной шайбой.

Форма профиля накопителя «обратный конус»: укладка шнура уменьшается в направлении к бортам (антагонист конического профиля). Потенциальная вероятность схода лески сведена к нулю, защитный механизм препятствует дальним забросам.

Устройство катушки: фрикционный механизм, передаточное число

Фрикционный механизм — устройство динамического изменения усилий снятия шнура с бортов накопителя в момент активной поклевки или рывков. Стабилизатор выполняет функцию предохранителя, защищающего удилище и такое устройство, как катушка для спиннинга от критических нагрузок (обрыв шнура, перелом спиннинга).

Катушки с фрикционным механизмом классифицируются по локации расположения:

  • в передней части барабана;
  • в задней части барабана.

Расположение фрикциона не оказывает воздействия на функционал безынерционной катушки. Расположение фрикциона облегчает массу устройства; расположение сзади — строение, открывает доступ к быстрому съему накопителя.

В момент возникновения силы, воздействующей по направлению стягивания лески, спиннинговая катушка начинает вращаться в противоположном направлении. Задача фрикциона заключается в фиксации шпули, усилия стопора пропорциональны степени затяжки винта. Сила торможения не должна превышать 60-65%, устроена так, что по умолчанию защищена от разрывной нагрузки шнура (к примеру, для лески в 3 кг устанавливается значение 2 кг). Регулировка амплитуды поступательных движений фрикциона производится фронтальным винтом (шайба у изголовья накопителя).

Передаточное число — отношение шестерен ведомого вала к отношению шестерен ведущего вала. В безынерционных дросселях передаточное число определяется отношением оборотов ротора к оборотам рукояти. Классическое представление: полный оборот рукояти оснастки соответствует пяти оборотам ротора (цифровой эквивалент: 5:1).

  1. Силовая катушка. Величина ПЧ: 3-4,5. Конструктивная особенность: металлическая шпуля, массивная рукоять, увеличенные размеры шестеренок. Использование высокопрочных материалов обеспечивает устойчивость механизма к экстремальным нагрузкам.
  2. Многоцелевая катушка. Величина ПЧ: 5-6,5. Устройство безынерционной катушки выполнено из классических материалов, применяемых в изготовлении безынерционных катушек.
  3. Скоростная катушка. Величина ПЧ: 6,5-7,5. Конструктивная особенность: легкие высокопрочные механизмы (схема). Оснастка нашла применение в динамической ловле, требующей от рыболова постоянной игры приманкой.

Выбор оснастки основывается на параметрах передаточного числа, локации расположения фрикционного тормоза, геометрии шпули и способе укладки лески. Отклонение от норм свидетельствует о некачественном изготовлении рыболовного атрибута. Продукцию рекомендуется приобретать исключительно в сертифицированных магазинах.

Соблюдение технологических требований обеспечит долгую жизнь оснастке, а катушка непременно одарит рыболова увесистыми трофеями.


Источник: orybalke.com

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:
1 — с передним фрикционом;
2 — с задним фрикционом;
3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).
Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).
Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

Источник: ranoutrom.com

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

01 июля 2017 4999

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Видео по теме: Как настроить фрикционный тормоз катушки

Источник: rybalkaspinning.ru

Устройство безынерционной катушки

Состав безынерционной катушки:

  1. Корпус с механизмом и лапкой для крепления к удилищу. Является литой составной формой из металла, пластмассы, или углепластика. Технически сложным устройством безынерционную катушку можно назвать из-за механизма, находящегося в корпусе катушки.
  2. Ротор с откидной дужкой механизма лесоукладывателя. Механизм создает вращательное движение ротора, который снабжен подвижной дужкой лесоукладывателя. Во время заброса дужку нужно откинуть, что обеспечивает сход лески со шпули. Во время подмотки леска укладывается на шпулю роликом, который установлен на дужке, находящейся в закрытом состоянии.
  3. В катушке для хранения лески используется неподвижная шпуля, которая обычно изготовляется из сплавов металла и полимеров.
  4. Вращательное движение всему механизму задается ручкой .

Вышеперечисленное является основными элементами безынерционной катушки. Всё остальное оснащение, представляет из себя дополнения, которые делают эксплуатацию более удобной и увеличивают функционал.

Основные характеристики рыболовных катушек:

  1. Передаточное число.
  2. Плавность и легкость хода.
  3. Тип устройства подачи шпули.
  4. Вес и материалы изготовления.
  5. Мощность.
  6. Скорость подмотки.
  7. Наличие стопора обратного хода.
  8. Фрикционный тормоз.

Чистка и смазка безынерционной катушки

Рекомендуем посмотреть обзоры/отзывы о следующих катушках:

Строение безынерционных катушек

Все характеристики катушки взаимосвязаны с ее элементами, поэтому последовательно разберемся, в составных частях и их непосредственном влиянии на характеристики катушки.

Сперва пару слов о разнице безынерционных катушек для спиннинга и поплавочной удочки.

1.При ловле спиннингом приманка, с участием лески и удилища, контролируется катушкой. Из этого следует, что в данной снасти очень важной является чувствительность. При ловли же поплавочной снастью управление ведется всей оснасткой и, в конечном итоге, самой приманкой. И основную роль здесь играет именно удилище, а не катушка.

2.В спиннинге высокие скорости не нужны, потому, что высокая скорость не позволяет производить равномерную проводку на больших скоростях. Этого нельзя сказать о поплавочном способе, где передаточное число и скорость подмотки должны быть высокими для более быстрой подмотки при перезабросах.

3.Мощность или тяговое усилие. В зависимости от класса спиннинга (от хэви до ультралайта), этот параметр имеет большое значение. Чем забрасываемая приманка тяжелее, тем мощнее должен быть механизм катушки большей легкости, лучшей чувствительности и плавности ведения приманки. Для снасти на поплавок данная характеристика не так важна, что объясняется более легкими оснастками.

Еще стоит отметить и то, что поплавочная катушка не является специально разработанным устройством, а является спиннинговой катушкой, адаптированной под поплавочный вид ловли.

Для рассмотрения выберем простую бюджетную катушку Alivia от компании Shimano. Основными отличиями ее от более совершенных катушек являются количество дополнительных полезностей, к примеру, количеством и качеством подшипников, и системой торможения.

  1. корпус катушки.
  2. ножка катушкодержателя.
  3. приводной механизм.
  4. ротор.
  5. фрикцион.
  6. переключатель для обратного хода.
  7. шток для крепления шпули.
  8. дужка лесоукладывателя.
  9. ролик лесоукладывателя.
  10. шестерня-колесо.
  11. закрывающая крышка на корпус.

Корпус безынерционной катушки

Он предназначен для установки на него всего механизма, объединения всех элементов катушки и обеспечивает крепление всей катушки к удилищу. Корпус катушки должен быть прочным и легким.

Материалами изготовления корпусов катушки являются:

  1. полимерные сплавы, применяемые в основном для дешевых катушек;
  2. алюминиевые сплавы и углепластик, применяется для корпусов катушек среднего и верхнего сегмента катушек;
  3. титаномагниевые сплавы, применяющиеся для высококачественных катушек премиум-класса.

Каких-либо больших отличий в технологиях их производства найти сложно, разве что в дешевых катушках качество сплавов и точность установки механизма влияют очень негативно на работу катушку.

Эргономика ножки катушки является сугубо индивидуальным делом, но в бюджетном-классе удобство хватки итак довольно хорошее.

Механизм вращения ротора безынерционных катушек

Состоит из устройства подачи шпули и главной пары.

Главная пара передает вращение от ручки на ротор. Состоит он из следующих элементов:

  • ведущего колеса
  • ведомой шестерни на главном валу.

На валу ведущего колеса есть четырехгранное отверстие, предназначенное для ручки. Вращая рукоятку, мы непосредственно вращаем ведущее колесо. Усилие от него передается ведомой шестерне основного вала, который вращает ротор. Главная пара является редуктором с определенным передаточным числом, которое у поплавочных катушек находится в диапазоне от 4,6:1 до 6,5:1.

Передаточное число катушки является прямым показателем того, сколько оборотов делает ротор катушки при одном обороте катушки.

То есть, если передаточное число 5:1, то это значит, что при одном обороте ручки ротор совершает пять оборотов.

Распространенной ошибкой , с которой рыбакам приходится сталкиваться, есть то, что многие рыбаки не разделяют такие определения как скорость подмотки и передаточное число , имея в виду под ними одно и тоже.

Скорость подмотки является показателем того, сколько лески наматывается на шпулю катушки за один оборот ручки. Скорость подмотки еще зависит от передаточного числа и самого диаметра шпули. К примеру, передаточное число 5,2:1 и диаметр шпули в сорок миллиметров. Скорость подмотки в таком случае равна 3.14×5.1×40 = 640.56 миллиметров лески за один оборот рукоятки катушки. При этом нужно учитывать еще и наполнение шпули леской, то есть, чем больше лески на ней намотано, тем больше лески в одном обороте ее вокруг самой шпули, поэтому диаметр шпули не точный, а ориентировочный, а реальный размер будет другим.

Чем больше размеры шестеренок в главной паре, тем механизм катушки мощнее. Но для простой поплавочной ловли фактор этот малозначителен, в отличии от спиннинговой ловли. Увеличенные шестерни в главной паре с несколько притертыми зубцами имеют маркировку FluiDrive Gearling, и являются плавно движущимся зубчатым механизмом. Расчет передачи может быть произведен на компьютере, а комплектующие сделаны на станках с компьютерным управлением, и катушки такого плана будут маркироваться как Digital Gear Design.

Зубцы шестеренок в катушке могут быть дополнительно механически обработаны для улучшения сцепления , уменьшения люфтов и снижения трущихся частей катушки . Такие механизмы имеют обозначение HaperGear (суперпередача).

Помимо взаимодействия штока ручки с ведущей шестеренкой четырехгранного отверстия в вале, есть еще и соединение винтом. Такое решение уменьшает люфты и имеет маркировку Direkt Drive Handsle.

Устройство подачи шпули является механизмом с возвратно-поступательными движениями. Есть два типа устройства:

  • винтовая передача;
  • кривошипный механизм шестеренка-кулиса.

Устройство с кривошипным (кулисным) механизмом состоит из малой шестерени, установленной на валу ведущего колеса, и деталей, изображенных на картинке «Кулиса»:

2 — шестеренка-паразитка;

3 — каретка на штоке;

4 — шток для крепления и подачи шпули;

5 — направляющие для каретки.

Вращение от рукоятки передается на малую шестерню, которая передает его на шестеренку-паразитку. Через цилиндрический выступ, шестеренка-паразитка двигает каретку. Каретка совершает возвратно-поступательное движение. Такое же движение повторяет и шпуля на штоке . Таким образом осуществляется равномерная укладка лески на шпулю во время намотки.

Шестеренку-паразитку могут делать круглой и квадратной формы. Квадратная шестерня предотвращает задержки в крайних точках движения каретки и обеспечивает более равномерное заполнению шпули катушки леской, и у бортиков тоже.

Существует еще один вид кривошипного механизма, в котором форма ведомой шестеренки-паразитки выполнена в виде элипса, а каретка стыкуется к ней соединением на шарнирах. Но работа устройства не меняется от этого.

Хорошее исполнение пары шестерня-каретка, высокое качество сборки и ее притертость обеспечивают хорошую равномерность возвратно-поступательного движения штока без провалов и рывков, что обеспечивает ровную и плавную намотку на шпулю. Такие системы имеют обозначение как:

  • Slow Oscillation;
  • Close Winding System;
  • Silentoscillation.

Данные системы обладают дополнительными шайбами под шпулю для регулирования намотки лески. Поэтому, увидев на коробке указанные маркировки, обязательно проверяйте наличие регулировочных шайб.

Винтовое устройство подачи шпули — имеет следующие элементы (картинка «Винт»):

2 — шестерня привода;

3 — винт;

4 — шток для подачи шпули;

5 —направляющая каретки;

6 — каретка.

Главная пара передает вращение на каретку посредством кулачкового вала шестерни привода. Во многих моделях катушек применяется бесконечный винт с разным шагом и перекрестной нарезкой. Укладка лески на шпулю в этом случае будет перекрестной. При различном шаге канавок скорость движения шпули назад и вперед отличается.

Это обеспечивает хорошую укладку тонких лесок, при которой сход со шпули более легкий, что уменьшает вероятность запутывания, связанное с тем, что верхний слой лески утопился в нижний.

И под конец пару слов о том, какая система все-таки лучше. А никакая — обе хороши, если они хорошо рассчитаны и собраны. Для рыбака-поплавочника будет достаточно и кулисного механизма, который прост и дешев. Да и сама катушка будет меньше весить.

Источник: fisher-book.ru

Безынерционные катушки для спиннинга — руководство по выбору

Недостаток инерционной катушки. Леска наматывается путем вращения барабана на оси, а разматывается в обратном порядке. При забросе леску с барабана сматывает забрасываемая оснастка, она раскручивает барабан, который продолжает крутиться по инерции, даже когда приманка доставлена до цели. Это главный недостаток. Если катушку не притормаживать, то леска сама будет сходить с барабана, так как последний будет крутиться по инерции. Это приводит к запутыванию лески и появлению бород.

Намотка происходит за счет вращения вокруг шпули специального ролика лесоукладывателя. Он приводится в движение через конусную передачу от ручки катушки. Сама шпуля может свободно вращаться в обе стороны, так как находится на штоке. Но при работе катушки она вращается только в одну сторону, при стягивании лески под усилием, когда лесоукладыватель неподвижен.

Безынерционные катушки обладают рядом преимуществ перед другими типами:

  • высокая дальность заброса;
  • отсутствие сброса петель, образования бород (при правильной намотке);
  • высокое передаточное число, позволяющее наматывать леску на шпулю с большей скоростью;
  • наличие запасных шпуль, быстрая их смена;
  • смен рукоятки под правую или левую руку;
  • регулируемый тормоз (фрикцион);
  • равномерная намотка лески на шпуле;
  • плавность хода;

Недостатки:

  • при неправильной намотке большая вероятность сброса петель;
  • сложная конструкция, требует постоянного технического ухода, чистки механизма, смазки подшипников;
  • имеется ограничение по тяговому усилию, фрикционный тормоз не обладает безграничной силой давления;

На что обратить внимание при выборе катушки

Выбор всегда сложное дело. Каждый производитель имеет множество линеек с различными размерностями. Не только новичок, но и спиннингист со стажем не сможет сразу разобраться в широком ассортименте катушек, их характеристиках, чтобы принять правильное решение о покупке нужной модели.

Количество подшипников

Одна из главных характеристик катушки, на которую обращают внимание. Из количество может достигать до 13 штук. Они служат для плавности и мягкости работы всех узлов и механизмов катушки. Некоторые малоизвестные производители вводят покупателей в заблуждение, указывая большое количество подшипников, которых может быть в реальности в два раза меньше.

Рекомендуется выбирать катушку, у которой имеется металлический подшипник в ролике лесоукладывателя. Этот элемент подвергается постоянным нагрузкам, загрязнению. Если ролик не будет функционировать, то леска или плетеный шнур будут подвергаться высокому трению, а шнур в скором времени с легкостью прорежет канавку в ролике.

Соотношение между диаметром лески и ее количеством

На каждой шпуле указана емкость, то есть, сколько метров лески определенного диаметра может вместить шпуля. Необходимо подбирать катушку под используемый диаметр лески таким образом, чтобы вмещалось минимум 100 — 150 метров. Общей классификации катушек по размерности не имеется. Но большинство рыболовов привыкло равняться на систему от Шимано, где катушки классифицируются по размерности 1000, 2000, 2500, 3000, 4000, 5000, 6000.

Имея похожие значения размерности катушек других производителей, емкость их шпуль может не совпадать с емкостью шимановских. Обозначения 0,3/150 говорит о том, что на шпулю можно намотать 150 метров монофильной лески диаметром 0,3 мм.

Фрикцион тормоза

Безынерционные катушки могут иметь два вида фрикционного тормоза: передний и задний. Он необходим для предотвращения вращения шпули при намотке под нагрузкой, а также для стравливания лески при сильных рывках рыбы. Этим исключается обрыв лески, если ее разрывная нагрузка значительно меньше усилий при вываживании.

Катушки с задним фрикционом используют для фидерной или карповой ловли, когда настроить фрикцион сразу и точно под предполагаемый размер рыбы невозможно. Рыбак при таком виде ловли не держит удилище непосредственно в руках до момента поклевки. При ловле крупных карповых используют катушки с задним фрикционом и байтранером, который сбрасывает все настройки фрикциона при первом резком рывке рыбы во избежание обрыва оснастки.

Система дальнего заброса

Дальность заброса важная составляющая для спиннингиста. Чем дальше можно забросить приманку, тем большую площадь можно обловить. Увеличить дальность заброса катушкой можно несколькими методами. Некоторые производители применяют специальную форму шпули, конусную, когда шпуля увеличивается к основанию катушки. Дальние витки лески имеют больший диаметр намотки, чем у края шпули. Это позволяет им сходить без дополнительного трения о буртик шпули. Такие шпули обычно используются при ловле карповых.

Дальность заброса можно увеличить, используя катушки со шпулями большего размера и с небольшой глубиной намотки. Это позволяет леске свободнее сходить без дополнительного трения о буртик шпули нижними витками.

Запасная шпуля

Приятный бонус, который дает не каждый производитель для конкретной модели. Запасная шпуля необходима, когда на рыбалке требуется поменять оснастку на более чувствительную или, наоборот, с большей разрывной нагрузкой. Это намного бюджетнее, чем покупать полностью новый дополнительный комплект спиннинга и катушки.

Тяговое усилие

Важная составляющая, на которую мало кто обращает внимание. Обозначается в килограммах. Это максимальное усилие, с которым может справиться катушка при вываживании рыбы без помощи удилища, то есть работать как лебедкой. Для ловли на тяжелые, упористые приманки или крупной рыбы рекомендуется использовать катушки с тяговым усилием не меньше 5 кг. Иначе катушку можно просто «убить» частыми холостыми забросами всего за несколько сезонов.

Передаточное число

Для спиннинговой ловли не имеет большого значения, так как важна не скорость намотки лески на катушку, а правильная игра приманки. Этот показатель имеет значение при ловле на матч, фидер, карповое удилище, где скорость подмотки и нового заброса очень важна для экономии времени.

Материал шпули

Могут изготавливаться как из легких сплавов, так и из пластика, графита. Пластиковые шпули применяются, исключительно если используется монофильная леска. Плетеный шнур ее прорежет. Шпули из легких сплавов предпочтительны для спиннинговой ловли. Для защиты шпули от износа ее буртик должен быть покрыт нитритом титана.

Вес катушки

На этот параметр, как правило, обращают уже спиннингисты со стажем, или если необходима катушка для ультралайтовой снасти. Меньший вес снизит нагрузку на руки. Легкой снастью приятнее рыбачить, усталости не чувствуется после трудового рыболовного дня. Меньший вес придает спиннинговой снасти большую сбалансированность.

Катушки с открытой, закрытой и полузакрытой шпулей

Катушки с открытой шпулей имеют наибольшее распространение на рынке. Шпуля с леской не закрыты. Они удобны и просты в использовании, имеют меньший вес. Позволяют забрасывать самые легкие приманки, лески сходит со шпули витками через буртик. Наматывание лески на шпулю осуществляется через ролик после того, как дужка лесоукладывателя закроется. Открытая шпуля позволяет забрасывать оснастку на дальнее расстояние. Недостатком катушек с открытой шпулей является возможность запутывания лески при сходе со шпули и образованию петель, бород.

Катушки с полузакрытой шпулей имеют конструкцию, в которых леска наматывается на шпулю посредством чашки намотки с волнообразным краем. Это своеобразный упрощенный и облегченный вариант закрытой катушки.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Как подобрать катушку к спиннингу

При выборе конкретной катушки необходимо определиться с задачами, которые она должна решать. Необходимо учитывать ее соответствие удилищу по размерности, весу. Если ультралайтовая снасть, то катушку стоит выбирать наименьшего веса размерностью 1000. 2000 уже может быть много, тем более не стоит на ультралайт ставить катушку 4000. Как, впрочем, и, наоборот, на мощный спиннинг для ловли трофейной щуки 1000 катушка будет «мала».

Правильным было бы собрать снасть в магазине (катушка-спиннинг). Снасть должна, как говорят, «лечь в руку». Идеальный баланс снасти достигается когда центр тяжести находится в точке, где лежит рука.

Необходимо покрутить катушку на выявление люфтов. Катушка должна работать плавно.

Обзор популярных моделей катушек

Бюджетные варианты катушек

Ryobi Excia. Металлический корпус, высокая надежность, тонкая настройка фрикционного тормоза, бесконечный винт позволяет идеально укладывать леску. Количество подшипников 8+1, нагрузка на фрикцион 6 кг, вес катушки 280 гр. цена 4500 рублей.

Cormoran Black Star 9PiF. Катушка с передним фрикционным тормозом в алюминиевом корпусе с тормозными пластинками из углеволокна. Шпуля для дальнего заброса. 8 шарикоподшипников, запасная шпуля, вес 280 гр. цена 4 500 рублей.

Mitchell Avocet Gold 4. Точность центровки всего механизма достигается за счет спаренных подшипников на главной оси. Идеальная намотка лески, повышенный порог нагрузок. Многодисковый фрикционный тормоз, наличие мгновенного обратного стопора. 8 подшипников, масса 290гр. цена 3500 рублей.

Средний диапазон

Mitchell Mag Pro Extreme катушка имеет сверхлегкий магниевый корпус, ротор и крышку. Легкая гибридная граффито-алюминиевая шпуля. Основной вал из титана. 10 шарикоподшипников из нержавеющей стали, 3 из них – защищенные подшипники XCR, расположенные в самых ответственных узлах (шестереночный механизм и основной вал).
Ролик из титана с профилем. Герметичная система торможения CarbonDrag. Вес 230 гр. Стоимость 15000 рублей.

Shimano Technium FD. Корпус изготовлен из нового материала «XGT-7», имеет холоднокованую алюминиевую AR-C шпулю, механизм из цинко-алюминиевого сплава и шестерни «X-SHIP». Содержит 3 экранированных A-RB шарикоподшипника плюс один высококачественный роликовый подшипник, что обеспечивает надежную и плавную работу. Снабжена водостойким фрикционом и имеет систему лесоукладки AERO WRAP II, систему динамического баланса Dyna-Balance, второе поколение системы блокировки обратного хода. Комплектуется запасной шпулей. Тяговое усилие 8,5 кг. Вес 270 гр. стоимость 12000 рублей.

Daiwa Freams-11. Корпус из материала Zaion. Облегченный ротор новой конструкции AIR ROTOR (PAT.P). Полая дужка AIR BAIL. Выточенная из цельной заготовки алюминиевая рукоятка. Кованая алюминиевая шпуля. 4 подшипника (1CRBB). Вес 220 гр., нагрузка на фрикцион до 7 кг. Стоимость 10000 рублей.

Наиболее дорогие

Daiwa Certate-10 2004. Новая концепция REAL Four. Корпус из высокопрочного алюминиевого сплава Super Metal. Шестерни увеличенного размера. Облегченный ротор новой конструкции. Перекрестная намотка. Полностью герметичная влагостойкая конструкция. Фрикцион с плавной и сверхточной регулировкой.10 подшипников. Вес 220 гр. Стоимость 28000 рублей.

Shimano stella 2500fi Топовая модель от Шимано. Каждый узел и механизм пронизан инновациями и новейшими технологиями. Новая шестереночная система, новые подшипники и даже новое размещение внутренних компонентов отвечают всем требованиям и вызовам рыболовной ситуации. Для того чтобы полностью оценить инновацию новой катушки Stella необходимо ее попробовать в деле. Бесконечный винт, 14 подшипников, вес 220 грамм. Стоимость от 40000 до 54000 рублей.

Выбор лески для катушки

Выбор лески зависит от видового состава рыбы, которую планируется ловить, а также от типа приманок. Если планируется ловля на колеблющиеся или вращающиеся блесна, то можно использовать монофильную леску, диаметром от 0,16 до 0,25 мм. Для ловли на рывковые приманки, джиговые, разнесенные оснастки, то рекомендуется использовать плетеный шнур.

Установка катушки на спиннинг

Установка не представляет какой-либо сложности. Катушкодержатель имеет паз для лапки катушки и прижимную закручивающую гайку. Прижимная гайка может быть совмещена с верхней частью рукояти. Закручивать ее необходимо плотно, чтобы не было люфтов.

Как забрасывать спиннинг с безынерционной катушкой

Для заброса необходимо подмотать оснастку к кончику вершинки. Дужка катушки должна быть расположена в верхнем положении. Зажимая указательным пальцем леску к спиннингу, открываем катушкодержатель вниз. Заброс спиннинга можно из-за спины как плавным замахом, так и резким движением за спины по направлению в точку заброса.

В момент, когда бланк переходит по направлению заброса отпускаем зажатую пальцем леску, что позволяет приманке начать полет. После того как приманка опустится воду, закрываем дужку лесоукладывателя. Закрывать дужку рекомендуется рукой, а не поворотом рукоятки, так как это продлит срок службы катушки.

Блицсоветы

При выборе первой катушки не стоит приобретать дорогие модели. Катушку необходимо проверить на плавность хода и работы всех узлов, отсутствие люфтов. Не стоит гнаться за количеством подшипников, достаточно 4-6 подшипников. Правильнее будет выбрать катушку с большим тяговым усилием, чтобы был запас прочности, так как не все при поклевке вытягивают трофейные экземпляры удилищем, а тянут рыбу как лебедкой.

Лучше выбирать катушку у производителей с известным именем, чем приобретать неизвестные китайские бренды. Обратите внимание на работу ролика лесоукладывателя. Там должен быть подшипник, а не втулка. Выбирать лучше катушку с передним фрикционом.

Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

Источник: prostokaras.com

Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Как это работает? Устройство катушки для спиннинга безынерционного типа

Безынерционная катушка (БК) универсальна и подходит для многих разновидностей рыбной ловли (исключение — нахлыстовая).

Как работает катушка спиннинга и какое устройство имеет БК?

Назовем составляющие части катушки, разберемся в принципах их работы, а также обозначим меры, необходимые для правильного ухода за безынерционной катушкой.

И так предлагаем вашему вниманию устройство катушки для спиннинга, инструкция по применению.

Из чего состоит безынерционная катушка?

Строение (конструкция) катушки для спиннинга: корпус (1), ножка катушкодержателя (2), привод (3), ротор (4), тормоз фрикционный (5), переключатель для обратного хода (6), шток, чтобы крепить шпулю (7), лесоукладыватель: дужка (8) и ролик (9); зубчатое колесо (10), крышка (11).

Принцип работы катушки для спиннинга

Во время заброса, проводки и вываживания вращения шпули не происходит. Вместо этого она движется возвратно-поступательно, а лесоукладыватель вращается вокруг нее, осуществляя равномерное наматывание лески.

Рассмотрим момент заброса более детально. Приманка забрасывается, прохождение лески осуществляется через бок шпули, исключая чрезмерный ее сброс, лесоукладыватель отодвигается в сторону, чтобы не препятствовать свободному сходу лески. Когда рукоятка лесоукладывателя поворачивается, леска оказывается на ролике, наматывающем ее на шпулю.

Корпус и материалы для его изготовления

У литого корпуса есть лапка для прикрепления к снасти. Он может быть пластмассовым (полимерным), металлическим (из алюминиевого или титаномагниевого сплавов), углепластиковым. Корпус объединяет части катушки в одно целое. Он должен обладать хорошей прочностью, но при этом быть не тяжелым.

Механизм и скорость вращения ротора в БК

Роторный механизм включает в себя главную пару и подающее шпулю устройство. В роторе есть колесо, которое ведет шестеренку на главном валу. Он начинает вращаться из-за вращения рукоятки. Она монтируется в отверстие с 4-мя гранями, расположенное на валу. Главная пара — редуктор, он имеет конкретное передаточное число.

Скорость, с которой вращается ротор, находится в зависимости от передаточного отношения привода и от того, как быстро вращается рукоятка. По передаточному числу БК для спиннинга классифицируются следующим образом:

  • Силовые (катушка делает один оборот, а ротор в течение этого времени от 3,2 до 4,3 оборота) для троллинга, приспособлены для медленной проводки.
  • Универсальные (от 4,5 до 6,1 оборота). Темп проводки любой.
  • Скоростные (от 6,2 до 7,2) для твитчинга, джига.

Передаточное число и скорость подмотки

Передаточное число информирует о том, как много оборотов производит ротор во время однократного оборота катушки. Передаточное отношение 5:1 означает, что когда катушка поворачивается один раз, происходит 5 роторных оборотов.

Скорость подмотки показывает, как много лески накручивается на шпулю при однократном обороте рукоятки. Показатель этот зависим от диаметра шпули и от передаточного отношения. Например, передаточное отношение 5:1, шпуля в диаметре составляет 0,4 см. Скорость подмотки: 3,14 умножаем на 5 и на 40, получаем 628. За однократный оборот рукоятки катушки на шпулю наматывается 628 миллиметров лески.

Шестеренки и Шестеренка-паразитка

FluiDrive Gearling — шестерни главной пары представляют собой зубчатый механизм с плавным движением.

Digital Gear Design — маркировка катушки, в производстве которой были задействованы компьютерные технологии.

Haper Gear — катушка, зубцы шестерней которой подвергаются дополнительной механической обработке, чтобы улучшить сцепление, уменьшить люфты.

Шестерня-паразитка по форме может быть в виде квадрата или круга. Шестеренка квадратной формы способствует более ровному накручиванию лески на шпулю, в том числе и у бортиков. Шестерня-паразитка бывает также эллипсоидной формы, а каретка стыкуется с ней посредством шарниров.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Устройство подачи шпули безынерционной катушки

Движения устройства подачи шпули возвратно-поступательные.
Существует 2 вида такого механизма:

  • с винтовой передачей;
  • с шестерней-кулисой.


Кулисное устройство включает в себя малую шестеренку, шестеренку-паразитку, каретку и направляющие для нее, шток для подачи шпули и ее крепления. Вращается ручка, малая шестеренка начинает тоже вращаться и передает усилие на шестерню-паразитку, которая, в свою очередь, приводит в движение каретку.

Шпуля на штоке движется аналогично каретке. Так леска укладывается на шпулю равномерно.

Винтовое устройство подачи

Вращение от главной пары передается на каретку через кулачковый вал шестеренки привода. Большинство моделей БК оборудованы бесконечными винтами. Нарезка у таких винтов перекрестная, шаг канавок разный.

Из-за разного шага движение шпули вперед происходит с одной скоростью, назад — с другой.

Типы профилей

Возможны 3 геометрических формы профилей шпули:

  • Цилиндр.
  • Конус.
  • Перевернутый (обратный) конус.

Стопор обратного хода ротора

Другое название этого приспособления — антиреверс. Когда он включен, ротор и ручка не могут вращаться в обратном направлении. Раньше считали, что антиреверс нужен только для транспортировки спиннинга: насадка зацепляется за кольцо, и катушка застопоривается. Включать стопор в процессе ловли рыбы не считалось нужным.

Такая катушка, как «Орион», даже издавала специальные сигналы, оповещая о работающем антиреверсе. Только спустя время по достоинству оценили удобство ловли рыбы с включенным стопором. Резко подсекая, левая рука может упустить ручку, но несмотря на это подсечка будет выполнена: сработает фрикционный тормоз.

Сначала был разработан стопор обратного хода ступенчатого принципа работы: рычаг упирался в зубья храповика, двигаясь в обратном направлении. Но такой антиреверс не отличался мгновенным действием. Кроме того, сильный рывок приводил к мощному удару по храповику стопора, что быстро выводило его из строя.

Мгновенный стопор был сделан на основе игольчатого подшипника. Нагрузка на катушку уменьшилась, рукоятка и ротор перестали «болтаться» при торможении.

Виды укладок лески на шпулю

  • Прямая укладка. Этот вид укладки самый популярный, но он не гарантирует отсутствия самопроизвольного схода лески.
  • Конусная. Для дальних забросов. Большая вероятность запутывания лески.
  • Обратно-конусная. Для небольших дистанций заброса. Вероятность запутывания лески минимальна.

Возможно 2 способа крепления шпули: жесткий или с кнопкой на замке. Второй способ позволяет заменять шпулю.

Шпуля: заполнение, вместимость

Перед закреплением лески шпуля снимается: отвинчиваем винт, который находится перед шпулей и нажимаем кнопку, расположенную на ней (если фрикцион задний).

Далее необходимо открыть лесоукладыватель. Шпулю устанавливаем на ось и затягиваем винт. Силу применять во время установки не нужно. О том, что шпуля установлена, сообщает фиксатор щелчком.

Закрыв лесоукладыватель, приступаем к намотке лески. Для более ровного наматывания леску рекомендуется натянуть. Чтобы не возникало проблем в ходе эксплуатации катушки, от края шпули до лески должно оставаться не менее 2 миллиметров.

Рукоять задает вращательное движение механизму. У многих БК есть система складывания ручки, срабатывающая после нажатия на кнопку, а также винтовое приспособление для смены расположения рукояти.

Есть модели с отсутствием кнопочной системы. Складывать и переставлять рукоятку в них можно при помощи винтового механизма.

Для этого винт ослабляется, рукоять устанавливается в нужном положении, и винт снова затягивается, фиксируя это положение.

Регулировка тормозного механизма

Когда нагрузка на леску предельна (в момент вытягивания добычи, сильного рывка), используется тормоз.

Его регулировка может быть либо передней, либо задней. Тормоз представляет собой барашек, расположенный на шпуле, или рукоятку. Оперировать системой торможения можно при помощи флажковых или движковых переключателей.

Для регулировки фрикциона леска продевается в кольца спиннинга, проход через лесоукладыватель. Ее конец закрепляем и включаем стопор обратного хода.

Угол установки удилища — 45 градусов. Порог включения тормоза устанавливается регулировочным винтом. При достижении предела регулятор поворачивают на 1/4-ю часть оборота в обратную сторону.

Уход и меры предосторожности

  • Леска не должна попадать на вращающиеся детали катушки.
  • Оставляя катушку храниться до следующего использования, нужно позаботиться о том, чтобы она была сухая.
  • Ежегодно рекомендуют производить открытие корпуса катушки и смазывание ее механизма специальной смазкой.
  • Использовать катушку следует согласно инструкции, в противном случае при поломке придется рассчитывать на собственные силы: гарантия не распространена на повреждения, вызванные некорректным использованием БК.
  • После применения катушку нужно протирать спиртом (открытые места) и смазывать ролик лесоукладывателя смазкой.

Деталей в безынерционной катушке много. «Безынерционная», т. к. инерции на барабане при забросе нет, положение шпули в катушке фиксированно. Это сложное устройство. Если за ним ухаживать и соблюдать меры предосторожности, БК прослужит много лет. При исправной работе не рекомендуется чаще раза в год разбирать катушку. Со знанием как устроена катушка для спиннинга вас не застанет врасплох никакая поломка!

О профилактике безынерционной катушки смотрите в видео. Приятного просмотра!

Как поймать много рыбы?

Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Такая прикормка есть и это не миф – Фишхангри. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Скорее заказывайте Фишхангри!

Источник: fishcave.ru

Устройство современной безынерционной катушки

Давно уже на российском рынке превалируют безынерционные катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах — технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения.

И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про «антифрикционный подшипник», и про бесконечный винт, ошибочно называемый «червяком», да мало ли еще чего.

Серия публикаций в рубрике «Как это по-русски?», надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала — немного про безынерционные катушки.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL — шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI- BACKLASH SYSTEM — буквально система против соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса.

Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески — перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, — что и способствует увеличению дальности заброса.

Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит — долой «бороды» при забросе. Помимо этого, «обратный конус» позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 — с лева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под «плетенку», шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY — (регулируемая намотка лески) — система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) — в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT

AERO WRAP — (фигурально — превосходная намотка) — система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIR BAIL (дутая дужка) — полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно — из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой — мягче удар по леске.

Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение — NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT — (скорее всего, это можно перевести как «концепция применения авиационного металла») — обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем — на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять.

Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма — тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность — при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) — антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM — дужка лесоукладывателя (фото 4 — сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING — пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; «вечная» (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) — система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли.

Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу.

Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

ВВ (BALL BEARING) — просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос-какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM — тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) — система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора — это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG — градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза.

Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности — порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками — всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) — сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но этот шарикоподшипник — закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR — (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN — буквально «цифровой (в смысле — компьютерный) расчет передачи»), HYPERGEAR — суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки.

Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE — рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)

DYNA BALANCE SYSTEM — система динамической балансировки (то же, что и GYRO SPIN BALANCED — отбалансировано во вращении).

Эта надпись говорит о том, что изготовителем была проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической схемы безынерционной катушки — от клавиши рукояти до дужки лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.

DIRECT DRIVE HANDLE — рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN’ DRAG — буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT — плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG — передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO — передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY — гибридный алюминиевый корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности — корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE — сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE — мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER — быстрый стопорный механизм. Еще — CO NTINUOUS ANTI-REVERSE — антиреверс постоянного действия.

Все это — обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото 75), разница между ними — не принципиальная.

При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено.

Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY — лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER — ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP — клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле — после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) — шпуля для дальнего заброса. Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика — не менее 0,4 (см. фото 7).

У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне «сдергивания», поэтому основное требование при использовании LC — сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2-3 мм.

MAIN SHAFT — главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER — максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) — у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP — быстрая защелка.

ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL — одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL — принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.

Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER — ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) — уничтожитель перекручивания. Еще — ANTI-TWIST LINE ROLLER.

Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески — до 20 — 40%.

Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто — со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например — из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED) DRUG — задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE — переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) — роликовый подшипник. На деле — это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) — контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности — для защиты от самосброса дужки.

SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) — медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) — (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM — система плотной намотки, SILENT OSCILLATION — тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей.

В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен.

В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть.

Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR — треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM — разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью.

Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOF DRAG — влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT — масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах — например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4r.

WORM SHAFT SYSTEM — система червячного вала. То, что мы называем «бесконечный винт» (фото 21). Правильное название — винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача — endless screw.

И хотя по сути «червяк» и «бесконечник» — ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй — винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле — до 8) и бесконечный винт — ведомым.

Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.

Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с «бесконечником» специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.

Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок «бесконечника», и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест.

Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более — «плетенки») сокращается.

Источник: prospinning.ru